О вступлении Саудовской Аравии в ВТО

25 ноября 2005
И.М. Батыршин

28 октября 2005 г. на заседании специальной комиссии в Женеве представители стран-членов ВТО одобрили вступление Саудовской Аравии в свои ряды. Председатель ВТО Паскаль Лами назвал это решение историческим.

Официально же королевство стало членом организации спустя месяц после утверждения Генеральным советом ВТО пакета условий, необходимых для выполнения Саудовской Аравией на первоначальном этапе вступления. Эта процедура успешно завершилась 11 ноября 2005 г.

Пакет документов, ратифицированных саудовским Советом министров, состоит из 38 двусторонних соглашений со странами — членами ВТО, протокола о вступлении и итогового отчета специализированной рабочей комиссии.

Министр торговли и промышленности Саудовской Аравии Хашем Ямани заявил, что стимулом для вступления в ВТО стали «открытость и либеральность торгового режима королевства, а также вера саудовцев в то, что законы рынка являются залогом экономического роста и развития».

Саудовская Аравия подала заявку о вступлении в ВТО в 1993 г. (в то время Генеральное соглашение по тарифам и торговле — ГАТТ). Таким образом, принятие Саудовской Аравии в ВТО заняло 12 лет. Дольше рассматривалось лишь заявление Китая, который затратил на аналогичный процесс 14 лет. Главными причинами, которые не позволяли Саудовской Аравии так долго вступить в ВТО, были законодательно установленные преимущества для граждан королевства перед иностранцами в сфере экономической деятельности, а также государственная поддержка нефтехимической отрасли и субсидирование сельскохозяйственного производства.

По правилам, первым этапом для вступления в ВТО является заключение двусторонних договоров о торговле с пожелавшими этого странами-членами организации. Эти соглашения впоследствии будут распространены на остальные государства-участницы. Вторым аспектом в этом процессе должно быть приведение нормативной базы функционирования национальной экономики в соответствие со стандартами организации.

Что касается двусторонних договоров со странами-членами ВТО, то можно отметить, что наибольшие трудности возникли при переговорах с Европейским союзом и США. Соглашение с ЕС было достигнуто в 2003 г., и, таким образом, Соединенные Штаты стали последней страной, с которой Саудовская Аравия заключила договор о торговле перед вступлением в ВТО. Именно трудности в переговорах с Соединенными Штатами были одной из основных причин задержки принятия Саудовской Аравии в глобальную торговую организацию.

Это объясняется тем, что, хотя США и являются ярыми поборниками либерализации международной торговли, они осуществляют жесткую протекционистскую политику в отношении импорта. В случае с Саудовской Аравией США опасались главным образом конкуренции со стороны продукции саудовских нефтехимических предприятий.

Так, по мнению американской стороны, саудовская государственная нефтедобывающая компания «Сауди Арамко» продавала сырую нефть другой государственной нефтехимической и нефтеперерабатывающей корпорации «САБИК» по заниженным ценам, что позволило американским представителям указывать на скрытое субсидирование нефтехимической отрасли.

Среди других вопросов, которые Саудовской Аравии пришлось урегулировать для получения одобрения на вступление со стороны США и ЕС, можно отметить закрытость сферы страхования, принцип установления цен на природный газ, соотношение частного и государственного секторов и усиление защиты прав интеллектуальной собственности.

Так, король Саудовской Аравии Абдалла лично встретился с премьер-министром Великобритании Тони Блэром, который председательствовал в это время в Европейском союзе, и уверил его в стабильности цен на газ в королевстве и открытости этого сектора для иностранных инвестиций. Королевство должно обеспечивать контроль над ценами на сжиженный природный газ с тем, чтобы ценообразование происходило в соответствии с рыночными механизмами, и предотвращать возможность демпинга.

Что касается сферы страхования, то саудовские представители на переговорах с США долгое время категорически отказывались идти на уступки по этому вопросу, и эта сфера оставалась закрытой для иностранных инвесторов до последнего момента.

В итоге, Саудовская Аравия разрешила допуск иностранных компаний в сферу страхования следующим образом: зарубежные страховые фирмы могут открывать филиалы и представительства в королевстве, а также создавать совместные компании с максимальной долей участия в капитале в 60%. Переходный период, в течение которого существующие зарубежные страховые компании определят свой статус в качестве либо филиала, либо совместного предприятия с местным капиталом, продлится три года.

Идентичная схема либерализации будет применена к банковской сфере. Что касается сферы телекоммуникаций, то королевство увеличит максимальную разрешенную долю иностранного капитала в предприятиях этой отрасли до 70% к 2009 г.

В то же время, несмотря на обилие разногласий по многим вопросам в переговорах между саудовской и американской сторонами, по заявлению заместителя министра нефти и природных ресурсов Саудовской Аравии, королевство «добилось от Соединенных Штатов больше уступок, чем любая другая страна — член ВТО». Кроме того, американские правительственные чины не раз заявляли, что США будут требовать от ВТО уступок в пользу требований королевства, связанных с культурными и религиозными принципами, как, например, запрет на импорт свинины.

Еще одним серьезным препятствием для вступления Саудовской Аравии в ВТО было то обстоятельство, что Израиль уже является членом этой организации. В то же время королевство, будучи участницей Лиги арабских государств, осуществляет бойкот экономических связей с Израилем.

Таким образом, членство Саудовской Аравии в обеих вышеназванных организациях представлялось несовместимым до тех пор, пока не был разрешен вопрос с бойкотом Израиля. Надо отметить, что как члены саудовской рабочей группы, так и представители ВТО отказываются давать ясные комментарии по поводу того, как был улажен данный вопрос.

Со стороны Саудовской Аравии определенным сдерживающим обстоятельством были опасения в том, что вступление во Всемирную торговую организацию наложит ограничения на способность королевства контролировать импорт, что может привести к тому, что будут ввозиться запрещенные исламом такие товары, как свинина, алкоголь и порнография.

Однако рабочей комиссии Саудовской Аравии удалось договориться с представителями ВТО о том, что королевство сохранит запрет на импорт определенных товаров, однако их список будет пересматриваться каждый год и уменьшаться по мере возможности. Саудовская Аравия также приняла на себя обязательство отказаться от субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции.

Что касается импортных тарифов, то Саудовская Аравия в течение десяти лет после принятия в ВТО обязалась снизить их до среднего уровня в 12,4% для продукции сельского хозяйства и 10,5% для продукции других отраслей. Тарифы на импорт сельскохозяйственной продукции будут колебаться в пределах 5-200%, наивысшая ставка будет применяться к табаку и финикам.

Большая часть изменений в ставках произойдет сразу после вступления в ВТО, часть в 2008 и 2010 гг., но в любом случае не позже 2015 г.

В целом, королевство приняло 42 новых закона и нормативных документа, направленных на либерализацию регулирования внешней торговли и инвестирования, а также функционирования национальной экономики в целом с целью приведения национальной законодательной базы экономической деятельности в соответствие со стандартами ВТО.

Вступление в ВТО означает более активное участие в мировом экономическом хозяйстве, в котором положение отдельных стран определяется их конкурентоспособностью. В самой Саудовской Аравии нет однозначного мнения по поводу необходимости вступления в ВТО.

По мнению директора одной из саудовских консалтинговых фирм, бизнес в королевстве использует новейшие технологии и методики в своей работе и сможет безболезненно справиться с резко возросшей конкуренцией. Финансовое положение монархии стабильное, и правительство сможет оперативно реагировать на негативные изменения в экономике. Кроме того, по его мнению, Саудовская Аравия имеет опыт реагирования на условия свободной торговли.

Многие вышеприведенные аргументы представляются спорными. Так, опыт функционирования экономики в рамках зоны свободной торговли Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) нельзя рассматривать как образец, который повторится в ВТО.

Во-первых, масштаб этих блоков несоизмерим, и Саудовская Аравия не будет экономическим лидером в рамках глобальной торговой организации так же, как в составе ССАГПЗ. Во-вторых, структура экономики государств аравийской шестерки во многом идентична, и по этой причине наименее конкурентоспособные отрасли народного хозяйства не подвергаются значительной конкуренции.

Что касается финансовой состоятельности саудовского правительства, то это положение, как показывает практика, чрезвычайно нестабильно из-за высокой зависимости экономики от нефтяного сектора. При снижении цен на нефть затраты на импорт уменьшаются гораздо медленнее за счет того, что государство активно поддерживает высокий уровень жизни населения и государственных расходов, а также проводит политику фиксированного курса национальной валюты.

Ранее Саудовская Аравия применяла существенные протекционистские меры для сдерживания импорта в сферах, которые конкурировали с местным производством, за счет чего создавались «тепличные» условия для развития этих отраслей. В то же время политика фиксированного курса национальной валюты не позволяет рыночным механизмам стимулировать спрос на продукцию местного производства в условиях уменьшения притока валюты при низких ценах на нефть. Таким образом, снижение импортных пошлин на продукцию, конкурирующую с местной, после вступления в ВТО в условиях снижения цен на нефть и фиксированного курса саудовского риала по отношению к доллару США могут вкупе привести к более тяжелому экономическому кризису в королевстве, чем ранее.

По мнению одного из членов саудовского Совета Шуры, значительная часть малого и среднего бизнеса королевства еще не готова к эффективной конкуренции с иностранными компаниями как на внутреннем, так и на внешнем рынках в рамках отсутствия практически любых протекционистских ограничений. Как следствие, он призвал саудовские торговые палаты и соответствующие государственные учреждения проводить для саудовских предпринимателей лекции и семинары о правовом регулировании в рамках ВТО. Так, до 2006 г. в королевстве будет проведено два крупных форума, посвященных вступлению во Всемирную торговую организацию.

Среди выгод, которые Саудовская Аравия должна получить в результате вступления в ВТО, можно отметить более широкие возможности для экспорта, в особенности для продукции нефтехимического и нефтеперерабатывающего секторов, а также ускорение диверсификации национальной экономики. Согласно докладу, подготовленному посольством США в Рияде, тот факт, что Саудовская Аравия не входила в ВТО, был существенным сдерживающим фактором для диверсификации ее национальной экономики. Вступление же в глобальную торговую организацию должно открыть пред саудовской нефтехимической продукцией перспективы выхода на мировые рынки.

Предполагается также, что вступление в ВТО станет значительным стимулом для привлечения в королевство иностранных капиталовложений — как за счет заключения преференциального режима налогообложения и инвестирования со странами — членами ВТО, так и за счет того, что у иностранных инвесторов появится канал, через который они смогут отстаивать свои интересы и решать коммерческие споры. Так, по мнению экспертов ВТО, приток иностранного капитала в Саудовскую Аравию после вступления в эту организацию увеличится в 5-6 раз.

В долгосрочной перспективе вступление в ВТО должно привести к росту конкурентоспособности саудовских предприятий за счет большей коммерческой прозрачности, укреплению власти закона, усилению мер по защите прав интеллектуальной собственности и авторских прав. Кроме того, потребители в королевстве получат доступ к большему ассортименту более качественных товаров по более низким ценам.

Надо отметить, что все остальные страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива уже являются членами ВТО. Таким образом, в скором времени государства аравийской шестерки смогут выступать в рамках Всемирной торговой организации в качестве интеграционного объединения и отстаивать свои коллективные интересы более эффективно.

Возможные негативные последствия вступления в ВТО заключаются в увеличении государственного долга, росте безработицы, ускорении инфляции и перенасыщении рынка потребительских товаров. Согласно оценкам саудовских экспертов, ВВП королевства в течение пяти лет с момента вступления в ВТО снизится на 3,14%. Наибольший спад ожидается в таких отраслях, как недвижимость, сельское хозяйство, финансовая сфера и электроэнергетика.

Наибольшую обеспокоенность вызывает воздействие положений ВТО на саудовское сельское хозяйство, так как эта отрасль получает наибольшие субсидии и пользуется протекционистским режимом государства. По мнению саудовских экономистов, основное негативное влияние затронет крупные сельскохозяйственные комплексы, которые производят мясомолочную продукцию. Эта отрасль начала развиваться в королевстве сравнительно недавно, и по этой причине активно субсидируется государством. Ограничение же этих субсидий, предусмотренное правилами ВТО, может нанести сильный удар по таким предприятиям. Мелкие же хозяйства, которые производят главным образом овощи и фрукты для внутреннего рынка, будут затронуты новыми мерами в гораздо меньшей степени.

Королевство считало развитие сельского хозяйства ключевым для страны и по этой причине создало «тепличные» условия для этой отрасли, что незамедлительно сказалось на темпах ее роста. Так, с 1985 по 1990 гг. рост в этом секторе достиг в среднем 13,8% в год, а продуктивность за последние 20 лет возросла в несколько раз. По этой причине, а также учитывая суровый климат в королевстве, отказ от субсидий может привести к серьезному снижению темпов роста сельского хозяйства и нанести ущерб тому, что уже достигнуто.

Необходимо отметить, что правила ВТО не предполагают полную отмену субсидий для сельского хозяйства, а предусматривают только ограничение действующих и запрет на введение новых экспортных субсидий в этой отрасли.

В целом, представляется, что те секторы экономики, которые получают значительные государственные субсидии, при вступлении в ВТО подвергнутся наибольшему негативному влиянию, тогда как наиболее конкурентоспособные отрасли, такие как нефтехимия и добыча газа, получат существенные выгоды от возросшего доступа на мировые рынки.

Так, по мнению некоторых экспертов, ни один из саудовских, аравийских и арабских банков не способен конкурировать с международными банками на территории королевства. По этой причине единственная альтернатива для местных банков заключается в осуществлении слияний и поглощений с крупными мировыми банками. Такое мнение представляется слишком пессимистичным, так как саудовские финансовые институты имеют существенные активы, действующую сеть филиалов и, самое главное, опыт работы в королевстве.

Для минимизации негативных эффектов от усилившейся конкуренции Саудовской Аравии необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу экономической деятельности в стране. Так, в королевстве создан специальный комитет из представителей министерства промышленности и торговли и саудовских торговых палат, целью которого является разработка новых законодательных норм и актов в соответствии с требованиями ВТО. Кроме того, по словам министра промышленности и торговли Саудовской Аравии, планируется создание специализированных судов для разрешения финансовых и торговых споров.

Вступление в ВТО не означает резкой перемены в нормативно-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности Саудовской Аравии. Политика либерализации экономики проводится королевством на протяжении уже нескольких лет, и принятие в ВТО предполагает лишь поддержание существующих темпов. По этой причине, принимая во внимание традиционную осторожность и взвешенность саудовских правителей в принятии судьбоносных решений, можно прогнозировать, что любая мера, предусмотренная ВТО, будет тщательно рассмотрена властями с точки зрения положительных и отрицательных последствий. Представляется, что такой подход позволит Саудовской Аравии избежать многих негативных результатов либерализации.

Насколько удачным будет вступление Саудовской Аравии в ВТО, покажет только время. Однако можно с уверенностью сказать, что само по себе стремление королевства стать членом глобальной торговой организации уже сыграло существенную положительную роль в ускорении экономических реформ, либерализации внешнеэкономической деятельности и развитии частного сектора.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.63034 sec