«Голубой поток» и некоторые вопросы газовой стратегии РФ

24 ноября 2005
A A A


А.А. Гурьев 17 ноября с.г. состоялся рабочий визит в Турцию президента России В.В. Путина. Его главная цель - участие совместно с премьер-министром Турции Р.Т. Эрдоганом и председателем Совета министров Италии С. Берлускони в мероприятиях в черноморском городе Самсун, посвященных официальному открытию трансчерноморского газопровода «Голубой поток». После проведения торжественных мероприятий состоялись переговоры, в ходе которых основное внимание было уделено перспективам международного энергетического сотрудничества. Лидеры трех стран обсудили также наиболее актуальные международные и региональные проблемы, такие как ситуация в Ираке, вокруг Ирана и в ближневосточном регионе в целом, кипрская проблема, взаимодействие на антитеррористическом и антикриминальном направлениях в средиземноморском и черноморском регионах. В рамках российско-турецких переговоров особое внимание было уделено ходу реализации договоренностей о выводе двусторонних отношений на уровень комплексного многопланового партнерства, зафиксированных в Совместной политической декларации, подписанной в Анкаре в декабре 2004 года. Ведущая роль в этом процессе отводится обеспечению интенсивного развития двусторонних торгово-экономических связей, важнейшей составной частью которых является сотрудничество в области энергетики, в частности, в газовой отрасли. Стержнем этого сотрудничества становится сегодня «Голубой поток». Чтобы понять значение этого объекта и перспективы его использования, вкратце восстановим историю его реализации. Это необходимо и по той причине, что в последнее время появилось на эту тему очень много публикаций, в которых содержится ряд ошибок и неточностей. «Голубой поток» - крупнейший проект последних лет в сфере экспортных поставок российского газа. Он был реализован на основе соответствующих межправительственных соглашений и контрактов между российской компанией "Газпром" и турецкой компанией "Боташ" при активном участии итальянского концерна ЭНИ, который проводил строительство подводной части газопровода по дну Черного моря от компрессорной станции "Береговая" (Краснодарский край) до города Самсун. Для обеспечения финансирования, организации строительства и эксплуатации газопровода "Газпром" и концерн ЭНИ создали российско-итальянскую компанию специального назначения "Блю Стрим Пайплайн Компани". Проект "Голубой поток" имеет своей целью обеспечение бесперебойных нарастающих поставок российского природного газа в Турцию. По существующим прогнозам общее потребление импортируемого из России газа в этой стране будет в обозримом будущем возрастать и к 2015 г. может достичь объемов порядка 30-40 млрд. куб. м. в год. Международно-правовой основой реализации проекта являются Соглашение между правительствами РФ и Турецкой республики о сотрудничестве в области энергетики и Соглашение о поставках российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря, подписанные в Анкаре 15 декабря 1997 года. В соответствии с последним Россия обязалась поставлять в Турцию в течение 25 лет дополнительно около 16 млрд. куб. м. в год. Соглашение было ратифицировано обеими сторонами. В 1999 г. был подписан Протокол о взаимном применении сторонами льготного налогового режима к проекту "Голубой поток". Общая протяженность трассы составляет 1213 км. Из них 373 км - по сухопутной территории России, 396 км - по акватории Черного моря и 444 км - по территории Турции. Это самый глубоководный трубопровод в мире. Он проложен на глубинах до 2200 м, что на треть превышает глубины известных подводных трубопроводов. Стоимость проекта "Голубой поток" составляет 3,2 млрд. долларов США. Из них 1,76 млрд. долларов были предоставлены японскими, итальянскими и британскими экспортными кредитными организациями. Главными партнерами ОАО "Газпром" по проекту является итальянский энергетический концерн ЭНИ и его отделение, специализирующееся в газовой отрасли, СНАМ. В результате сотрудничества с указанными партнерами был подобран генподрядчик на строительство морского участка газопровода - компания «Сайпем» (Италия), создано совместное предприятие «Трубопроводная компания "Голубой поток" (зарегистрировано в Нидерландах) для осуществления оперативного управления строительством, а затем и эксплуатации газопровода. "Трубопроводная компания "Голубой поток" подписала в октябре 1999 г. контракт на проектирование, поставки оборудования и строительства газопровода "под ключ" с генеральным подрядчиком - компанией "Сайпем». Учитывая уникальный характер проектирования и эксплуатации магистрального трубопровода России - Турция, не имеющего аналогов в мировой практике по отдельным характеристикам (глубина моря, рабочее давление, толщина стенок труб, сложные инженерные условия строительства и др.), ОАО "Газпром" разработало комплекс мер, направленных на обеспечение высокого качества и экологической безопасности газопровода для различных стадий осуществления проекта. Все объекты "Голубого потока" прошли экологическую экспертизу. Кстати, именно на этот факт обратил особое внимание президент РФ В.В. Путин, выступая на торжественном открытии газопровода в поселке Дурусу близ Самсуна. Строительство и эксплуатация сухопутного участка газотранспортной системы осуществлялось в России ОАО "Газпром", а в Турции - компанией «Боташ» (завершено в октябре 2002 г.). 30 декабря 2002 г. на терминале «Дурусу» в Турции был подписан протокол о сдаче в эксплуатацию пускового комплекса проекта «Голубой поток». Мощность пускового комплекса составляет 4 млрд. куб. в год. Коммерческие поставки природного газа в Турцию по новому газопроводу начались 20 февраля 2003 г. До марта 2003 г. было поставлено 193 млн. куб м. газа. Однако, 12 марта 2003 г. турецкая сторона в одностороннем порядке прекратила отбор природного газа, увязывая продолжение поставок с решением вопроса о снижении цен на российский газ, поставляемый в Турцию по всем действующим контрактам. В результате переговоров представителей ОАО «Газпром» с руководством Министерства энергетики Турции и компании Боташ в июле 2003 года была достигнута договоренность о возобновлении отбора газа с 1 августа 2003 года и продолжении консультаций с целью урегулирования существующих разногласий во в неарбитражном порядке. В ноябре 2003 г. ОАО «Газпром» и ОАО «Газэкспорт» подписали в Анкаре с турецкой стороной документы, которыми урегулированы все спорные вопросы по ценообразованию, а также по льготному налогообложению участников проекта на территории Турции в соответствии с межправительственным Протоколом от 1999 г. В 2004 г. по трубопроводу было поставлено в Турцию более 3,2 млрд. куб. м. газа, за девять месяцев 2005 г. – 3,7 млрд. куб. метров. 3 ноября с.г. в Геленджикском районе Краснодарского края была введена в эксплуатацию первая очередь компрессорной станции «Береговая», что создает техническую возможность для поставок в Турцию по «Голубому потоку» газа в объеме до 16 млрд. куб. м. газа в год, что является его проектной мощностью. Выход на такой объем поставок запланирован на 2010 год. Необходимо отметить, что весь процесс реализации «Голубого потока» - от подписания российско-турецкого Соглашения до начала поставок газа – сопровождался массированным противодействием США, которые были заинтересованы в реализации альтернативного проекта под названием Транскаспийский газопровод. Его реализация была начата практически одновременно с «Голубым потоком» и предполагала экспорт туркменского газа по дну Каспия до Баку и дальше через Азербайджан и Грузию до Турции. Вашингтон, объявивший в 1997 году Черноморско-каспийский регион зоной своих стратегических интересов, так как он является альтернативным Персидскому заливу источником энергоресурсов и территорией их транспортировки на Запад. В 1999 году Американское агентство по торговле и развитию выделило правительству Туркмении 750 тысяч долларов на подготовку технико-экономического обоснования проекта Транскаспийский газопровод. В ноябре 1999 года под патронажем США состоялось подписание четырехстороннего межгосударственного Соглашения о строительстве Транскаспийского газопровода. Документ подписали президенты Азербайджана, Грузии, Турции и Туркменистана. Крупнейшие американские компании Bachtel, Royal Dutch Shell и General Electric создали совместное предприятие и по инициативе администрации США выделили более полумиллиона долларов на консалтинговые услуги, что означало начало реализации проекта. Однако между участниками Соглашения неожиданно возник спор по поводу отпускных цен на туркменский газ, а также по вопросу выделяемых для Азербайджана квот на использование Транскаспийского газопровода. Противоречия, несмотря на все усилия Вашингтона, преодолеть не удалось, и все работы по реализации проекта были прекращены. Свою роль сыграла и позиция Турции, которая «охладела» к Транскаспийскому проекту не только из-за вышеперечисленных причин. Кроме них, Анкара учитывала риски, связанные с неурегулированностью карабахского конфликта, продолжающимся противостоянием в Грузии, а также тот фактор, что даже на первом этапе и при благоприятном развитии ситуации турецкая экономика не сможет «переварить» объемы газа от двух поставщиков. Другими словами, Турция, в соответствии с международными правилами поставок «голубого топлива» «бери или плати», вынуждена была бы проплачивать до заключения новых соглашений и строительства транзитных газопроводов на своей территории невостребуемые турецкой экономикой значительные объемы газа. Однако сегодня ситуация меняется. Уже идет практический разговор о пяти проектах транзитных газонефтепроводов по турецкой территории, которые смогут не только «разгрузить» Черноморские проливы, но и значительно увеличить пропускную способность самого выгодного с точки зрения географии турецкого транзита энергоресурсов, в т.ч. из каспийского региона. А потому вопрос о Транскаспийском газопроводе может вновь стать в практическую плоскость, тем более, что теневой участник этого проекта США, по имеющимся сведениям, не утратил к нему интереса. Так что после проигрыша «Голубому потоку» в первой раунде предстоит не менее драматичный второй. Успех его участников будет зависеть от многих факторов. Среди очевидных на сегодняшний день можно отметить прочность их позиций на энергетическом рынке Турции, которая, безусловно, становится одним из важнейших мировых транзитеров энергоресурсов. При этом необходимо учитывать, что речь идет не только о турецком газовом рынке. Слагаемыми успеха будут позиции и в области строительства атомных станций, теплоэлектростанций, гидроэлектростанций. Все это в комплексе позволит обеспечить Газпрому стабильный выход на новые рынки Юго-восточной Европы, а также Северной Африки. Отрадным является тот факт, что Москва и, в частности, Газпром понимают важность этого раунда. Такой вывод позволяют сделать ряд нюансов и высказываний на самом высоком уровне, отмеченные 17 ноября на торжественной церемонии открытия «Голубого потока», где присутствовали более двух тысяч почетных гостей из России, Турции и Италии, а также около двухсот представителей ведущих мировых средств массовой информации. Президент России, выступая на торжественном открытии, отметил, что газопровод превращает турецкую территорию в энергетический мост между потребителями, между Востоком и Западом, дает возможность для создания Южноевропейского газового кольца, которое оптимизирует экспорт газа в Южную Европу и на Балканы. По его словам, пуск газопровода - это еще один шаг к созданию единого энергетического пространства Европы. Это шаг к укреплению энергобезопасности нашего континента, диверсификации поставок энергетического сырья к основным его потребителям. Ничего подобного, подчеркнул Владимир Путин, ранее не происходило. В создании «Голубого потока» участвовали более 100 тысяч специалистов крупнейших энергетических компаний - Газпрома, ЭНИ, Боташ. Здесь были успешно объединены ресурсы и интеллектуальный капитал России, Турции, Италии и других стран. До реализации проекта трансчерномосркого газопровода у России было два транспортных коридора для экспорта энергоресурсов: Украина и Белоруссия. «Голубой поток» стал третьим стратегически важным коридором, который, кроме этого, стал также важным этапом к реализации еще одного не менее амбициозного проекта – Североевропейского газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря. Российский президент отметил также возможность строительства еще одной нитки газопровода «Голубой поток» по дну Черного моря, что открывает новые перспективы для транзита российского газа через территорию Турции на рынки третьих стран, в частности, Израиля. Некоторые политологи высказывают сомнение в эффективности и важности израильского рынка по причине того, что он небольшой. Позволю себе не согласиться с таким выводом, так как эффективность рынка определяется не только его размерами, но и перспективой увеличения его емкости, которая в отношении Израиля считается, по мнению специалистов, довольно привлекательной. Кроме того, необходимость прочных позиций на израильском рынке диктуется и тем фактом, что он является стратегическим партнером США в регионе и это может на определенном этапе в будущем сыграть определенную роль при решении отдельных региональных проблем с участием России и США. Наблюдатели обратили внимание и на ряд политических заявлений, сделанных российским руководством в рамках мероприятий в Самсуне. «В российско-турецких отношениях не осталось никаких проблем», - так охарактеризовал нынешнюю ситуацию в отношениях между Москвой и Анкарой помощник президента РФ по вопросам внешней политики Сергей Приходько. Это заявление, которое с большим удовлетворением было встречено в политических кругах Турции, журналистами страны, прозвучало, когда самолет российского президента приземлялся в аэропорту Самсуна. Президент В.В. Путин, говоря о впечатлениях от энергетического саммита, вновь затронул вопрос двусторонних российско-турецких отношений. «Я абсолютно уверен, что у сотрудничества России и Турции самые благоприятные перспективы», - констатировал российский президент. Он особо подчеркнул символичность того, что торжества по случаю открытия газопровода проходят именно в Самсуне – городе, с которым связано развитие национально-освободительного движения турецкого народа во главе с основателем и первым президентом Турецкой республики Мустафой Кемалем Ататюрком. «В те годы Россия оказала Турции значительную моральную и материальную и военную поддержку, выступая как союзница Турции. Этот исторический факт, как и многие другие, является яркой страницей российско-турецкого сотрудничества, которое в наши дни активно развивается. И это вселяет уверенность в том, что у такого взаимодействия самые благоприятные перспективы», - констатировал российский президент. Необходимо подчеркнуть, что эти планы и оценки России совпадают с планами и намерениями Турции и Италии. Премьер-министр Турции Эрдоган заявил, что главная цель Турции - стать энергетическим коридором с востока на запад и с севера на юг. Кроме того, правительство Турции намерено превратить порт Джейхан в крупнейший международный терминал нефти и газа, а также построить завод по производству сжиженного газа. Общая стоимость этих проектов, по предварительной оценке специалистов, 10 – 12 млрд. долларов. Глава итальянского правительства, в свою очередь, выразил уверенность в продолжении сотрудничества трех стран, ведь реализация проекта «Голубой поток» открыла новое измерение в отношениях России, Турции и Италии. Однако, при этом, надо также учитывать, что это совпадение никоим образом не исключает усиления конкурентной борьбы на газовом рынке. И надо отметить, что итальянская сторона, понимая это, уже на практике начала осваивать это новое измерение. 9 ноября с.г. энергетическая компания ЭНИ и турецкий холдинг Чалык подписали Протокол о намерениях, предусматривающих проведение серии переговоров о строительстве нефтепровода Самсун – Джейхан. Его пропускная способность более 1 миллиона баррелей нефти в день. Российский бизнес на сегодняшний день поддерживает другой маршрут трубопровода, связывающий Черное море с Эгейским через территорию Болгарии и Греции. Кроме них существует еще три проекта прокладки трубопроводов. Это говорит о том, что конкуренция на турецком рынке будет постоянно расти. Важным аспектом этого процесса является тот факт, что в Турции начат процесс приватизации энергетических объектов. Это касается и отдельных предприятий компании Боташ, которая до последнего времени являлась в Турции монополистом по закупкам газа и нефти. Основная концепция начатой либерализации энергетического рынка, в т.ч. рынка природного газа – постепенное снижение роли государства в импортных поставках при сохранении монополии на транспортную составляющую газового бизнеса. В 2002 г. в Турции был принят закон «О рынке природного газа», предусматривающий постепенную ликвидацию монопольного права на импорт газа путем передачи компанией Боташ (при согласии продавца газа) на условиях тендера уже законтрактованных объемов газа другим компаниям. Поскольку до настоящего времени реализация этого положения так и не была начата из-за несогласия стран-поставщиков с концепцией передачи контрактов, парламентом Турции были приняты поправки к закону. Указанные поправки в основном касаются изменения процедуры проведения тендера по переуступке контрактов, в котором теперь смогут принять участие только компании-покупатели, получившие соответствующее подтверждение поставщика газа. Тендер назначен на 29 ноября 2005 г. Для Газпрома – это один из самых важных этапов конкурентной борьбы, успех на котором даст хорошую возможность закрепиться российской компании на турецком рынке. Это в свою очередь создаст реальную практическую основу для эффективной реализации положений подписанного 6 декабря 2004 года Меморандума о развитии сотрудничества в газовой сфере между Газпромом и Боташ. Этим документом были определены основные направления сотрудничества, в рамках которых предстоит выбрать приоритетные проекты для совместной реализации. Одно из них – поставки российского газа напрямую или через дочерние компании (совместные предприятия) конечным потребителям в Турции. При этом Газпром готов реинвестировать часть выручки от экспорта газа в Турцию в развитие турецкой газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры и газоэнергетических объектов, что в целом будет способствовать развитию рынка газопотребления в Турции. На этом этапе с учетом предстоящей жесткой конкуренции существует реальная необходимость совместных скоординированных действий на турецком рынке двух российских гигантов – Газпрома и РАО ЕЭС.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.