Движение «ХАМАС» - ключевой игрок палестинской политики

11 ноября 2005
К.А. Капитонов

За годы «интифады аль-Акса» движение «Хамас», по сравнению с другими террористическими организациями, наиболее часто упоминалось в израильских средствах массовой информации. И не только потому, что оно стояло за многими терактами. Дело в том, что «Хамас» занимает особое место среди экстремистских группировок.

«Движение исламского сопротивления» («Харакят аль-Мукаума аль-Исламия» — «Хамас») является одной из наиболее мощных палестинских террористических организаций, главная цель которой «изгнание израильских оккупантов и создание на месте Израиля исламского палестинского государства».

По словам лидеров «Хамаса», обязанность движения — «физически уничтожать евреев и освободить всю Палестину от Средиземного моря до реки Иордан». Для этой цели боевики используют как политические методы, так и террор, отдавая предпочтение последнему.

Лидеры «Хамаса» не считают деятельность движения незаконной. Они заявляют, что «право бороться с оккупантами есть у каждого народа», и сравнивают свою деятельность с «деятельностью советских партизан против фашистских захватчиков, к которым они приравнивают израильтян».

Движение «Хамас» было основано ныне покойным шейхом Ахмедом Ясином 14 декабря 1987 года. Оно было создано на базе двух группировок, действовавших в секторе Газы, официально зарегистрированных как культурно-просветительские, занимавшиеся благотворительностью: «Крыло Братьев-мусульман Западного берега реки Иордан и сектора Газы» и «Исламский джихад – Палестина».

Что любопытно: долгое время Израиль оказывал им поддержку, видя в этих структурах противовес влиянию «Организации освобождения Палестины» (ООП).

Идеологической основой деятельности «Хамаса» является Исламская хартия. В ней изложены главные принципы борьбы с Израилем, а также с ООП. Хамасовцы всегда оспаривали право ее покойного лидера Ясира Арафата быть единственным выразителем воли палестинского народа. В документе подчеркивается, что единственным способом решить палестинскую проблему является «джихад», участвовать в котором должны не только палестинцы, но и весь арабский мир. Участие в переговорах с израильтянами расценивается как предательство принципов ислама.

Сразу после создания «Хамаса» лидеры организации стали уделять особое внимание работе в мечетях, через которые в основном и происходит вербовка новых членов и массированная пропаганда. Более того, представители узаконенных структур движения участвовали в выборах в Торговую палату Западного берега.

«Хамас» активен и в социальной сфере. Создавая разнообразные благотворительные фонды для помощи бедным слоям населения, которые преобладают на палестинских территориях, организация приобрела прочную социальную опору. Люди, привлекаемые ею, попадают под сильное идеологическое влияние, воспринимают все установки лидеров, начинают участвовать в насильственных действиях.

Многие затем становятся военными активистами, непосредственно осуществляющими теракты против гражданского населения Израиля. Эти люди, а также их родственники пользуются материальной и моральной поддержкой со стороны радикальных религиозных кругов и связанных с «Хамасом» организаций. Выйти из движения человек не смеет, опасаясь за свою жизнь и жизнь своих родственников.

С самого начала шейх Ясин решил создать несколько отдельных структур в рамках «Хамаса» для меньшей уязвимости со стороны властей. В движении существуют четыре главные секции:

«Давах» — расширение инфраструктуры, вербовка новых членов посредством проповедей, апеллирование к религии, сбор и распределение средств;

секция по организации и координации народных уличных выступлений;

«Аман» — сбор информации о подозреваемых в сотрудничестве с израильскими властями. Обычно подозреваемые уничтожаются;

«Алям» — распространение листовок, иной печатной продукции с пропагандой насилия, деятельность на телевидении и радио с той же целью.

В рамках каждой из этих секций функционируют несколько подразделений. Помимо координации народных уличных выступлений, «Хамас» руководит деятельностью ряда военизированных террористических отрядов, объединенных в две группы:

«Аль-Муджахидун аль-филастиниюн» («Святые палестинские бойцы»)— проводит теракты, в основном против израильтян. Первоначально группа была не очень многочисленной, однако с развитием интифады 1987 года и с усилением воинственных настроений среди палестинцев число ее членов увеличилось, что сделало ее лидером в антиизраильской борьбе;

«Джихаз аль-амн» («Секция безопасности»). Имеет в своем составе группу ведения священной войны и проповедей («Маджд»), которая является исполнительным органом секции безопасности и занимается убийствами подозреваемых в сотрудничестве с израильскими властями.

К нелегальным структурам «Хамаса» относятся также отряды «шахидов». Членам этих отрядов в основном от 18 до 27 лет, они неграмотны, происходят из маргинальных слоев населения, пострадали от израильской оккупации и поэтому особенно ненавидят евреев.

К военному крылу «Хамаса» относятся также батальоны «Аз эд-Дин аль-Кассам», имеющие широкий спектр действия. Они занимаются похищениями и убийствами израильтян или людей, заподозренных в сотрудничестве с ними, проведением взрывов и т.п. Ответственность за большинство крупных терактов лежит на активистах именно этой группы.

Политическое бюро «Хамаса» является одним из ключевых. Бюро вырабатывает общую стратегию движения, определяет сферу деятельности и функции каждого из его подразделений.

«Рабитат уляма филастин» («Ассоциация религиозных мудрецов Палестины») служит для придания «Хамасу» легитимности в глазах рядовых правоверных посредством оправдания его действий с точки зрения ислама.

Руководящим органом движения является консультативный совет (Маджлис аш-шура), в который входят наиболее известные лидеры «Хамаса».

Новобранцы проходят обучение в тренировочных лагерях в Сирии и Ливане. Их учат обращаться с оружием, изготавливать взрывчатку, собирать разведданные, проводить теракты против различных объектов, похищать заложников.

Общая численность членов «Хамаса» точно неизвестна. Если верить израильским спецслужбам, его сторонники исчисляются десятками тысяч. Наибольшее их число проживают в некоторых районах Западного берега реки Иордан и особенно в секторе Газы. Этому способствуют наличие там большого числа палестинских беженцев, стабильно неблагоприятная экономическая ситуация и постоянная социальная напряженность.

По различным сведениям, штаб-квартира «Хамаса» находится или в Сирии, или в Иране.

* * *

В 1989 году лидер «Хамаса» Ясин был арестован израильтянами. Движение возглавил назначенный им Муса Абу Марзук, живший с 1974 года в США. Он провел реорганизацию, усовершенствовав структуру и назначив на руководящие должности молодых лидеров. Им были открыты филиалы «Хамаса» в США, Европе, Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, Ливане, Иране. В 1999 году представительство «Хамаса» в Аммане было ликвидировано иорданскими властями, а его руководители арестованы.

После войны в Персидском заливе в 1991 году это движение заняло ведущее место среди организаций, проводящих террористические акты против Израиля. Оно действовало в основном на оккупированных территориях.

По некоторым оценкам, годовой бюджет «Хамаса» составляет 30 миллионов долларов. Он формируется из пожертвований палестинцев, частных лиц из Иордании, Саудовской Аравии, Судана, Ирана, других стран Персидского залива. Около одной трети средств поступает из Западной Европы и Северной Америки. На палестинских территориях действует широкая сеть по сбору средств. Многие правоверные убеждены, что, жертвуя деньги, они становятся ближе к Аллаху.

Сеть благотворительных организаций позволяет поддерживать связь с филиалами «Хамаса» за рубежом, находить потенциальных новобранцев, доводить средства непосредственно до рядовых членов. Фонд помощи и развития Палестины в Великобритании (Интерпал), Фонд Святой земли в США, Фонд Аль-Акса в Германии с отделениями в Бельгии и Голландии также занимаются сбором средств и передают их представителям «Хамаса».

Помимо этого, помощь "Хамасу" в размере 3 миллионов долларов ежегодно оказывает правительство Ирана.

Предположительно, что такие западные организации, как «Помощь мусульманам», «Агентство исламской помощи» также являются донорами этого движения. Некоторые фирмы, действующие как в арабских, так и в западных странах, направляют свои доходы на его счета.

* * *

Для движения «Хамас», как постоянно заявляют его лидеры, «путь вооруженной борьбы — единственный способ возвращения оккупированных территорий», а «партизанские методы сопротивления — наиболее приемлемый метод противостояния израильтянам». «Хамас» отвергает возможность прихода к каким-либо формам политического консенсуса. Он стремится занять ведущее место в процессе формирования национальной государственности, превратив своих соперников в сателлитов.

«Хамас» не признает права Израиля на существование.

Цель «Хамаса» в краткосрочной перспективе — добиться ухода Израиля со всех оккупированных в 1967 году палестинских территорий. В долгосрочной перспективе организация стремится к созданию исламского государства на территории бывшей подмандатной Палестины до образования Израиля в 1948 году.

Палестинская национальная администрация, возглавлявшаяся покойным Арафатом, видела в движении «Хамас» серьезного соперника. Впрочем, справедливости ради следует признать, что палестинец № 1 неоднократно пытался ввести эту организацию в русло палестинской политической жизни.

Он добивался того, чтобы лидеры «Хамаса» признали возглавляемую им администрацию единственной законной властью на палестинских территориях, а также прекратили военные операции против Израиля. Однако усилия Арафата не привели к успеху.

Лидеры движения утверждают, что признание ПНА было бы равноценно признанию мирных соглашений, подписанных в Осло. Они рассматривают эти соглашения как сделку между ООП, Израилем и США, цель которой — избавиться от таких группировок, как «Хамас».

В 1996 году ПНА провела решительную операцию, направленную против «Хамаса», в ходе которой были захвачены мечети в секторе Газы и арестованы около тысячи членов этой организации. Несмотря на эти меры, Арафат старался сделать все, чтобы движение не ушло в подполье. Он не хотел, чтобы в нем видели лидера, руками которого Израиль уничтожает «Хамас».

После репрессий 1996 года умеренные лидеры «Хамаса» стали ставить под вопрос необходимость проведения против Израиля бомбовых атак террористами-смертниками и в связи с этим существования военного крыла организации. Другие руководители выступали за сохранение этого крыла именно в целях защиты организации от преследования.

Руководство «Хамаса» пыталось убедить своих сторонников в правильности политики военных действий против того, что они называют израильской агрессией. В то же время лидеры призывали к сосуществованию с ПНА.

* * *

В начале своего пути «Хамас» представлял интересы меньшинства. Однако сегодня движение является одним из ключевых игроков в палестинской политике. В секторе Газы движение особенно популярно по причине своей неизменной оппозиции процессу мирного урегулирования.

В декабре 2004 года «Хамас» добился серьезного успеха на местных выборах. Группировка победила в семи городах и заняла примерно 23% мест в муниципальных советах в целом. Как заявил представитель «Хамаса», выборы показали, что палестинцы поддерживают движение и выступают за проведение реформ.

Но главной целью «Хамаса» является «водружение знамени Аллаха над всей территорией Палестины». И от этой цели его лидеры никогда не отступят.

* * *

В последнее время многие израильские (да и не только) аналитики задаются вопросом: как поведет себя «Хамас» после ухода израильтян из сектора Газы?

Ответ на этот вопрос можно найти в документе, составленном лидерами «Хамаса» из сектора Газы. В этой бумаге с грифом «Совершенно секретно» представлены намерения организации относительно израильского плана размежевания и детально прописана тактика, которую руководство «Хамаса» считает «желательной» для достижения своих целей после вывода израильских войск и эвакуации еврейских поселений.

Документ был первоначально распространен 24 мая 2004 года после ликвидации лидеров «Хамаса» шейха Ахмеда Ясина и Абдель Азиза Рантиси. Он был подготовлен доктором Махмудом аз-Захаром, человеком № 1 в секторе Газы, и Исмаилом Ханийя, бывшим руководителем бюро шейха Ясина. С тех пор документ несколько раз пересматривался.

Эта бумага впервые письменно свидетельствует о готовности «Хамаса» участвовать в управлении сектором Газы наряду с руководством ПНА. В ней также изложены основные условия, необходимые для того, чтобы члены «Хамаса» приняли участие в таком управлении.

«После размежевания, — говорится в документе, — мы должны четко оговорить те сферы деятельности, в которых могут принять участие члены движения: диалог с другими фракциями, управление ежедневными делами на местах, активное участие в министерствах и различных учреждениях, выборы в местные органы власти в городах и деревнях, участие в профессиональных союзах и ассоциациях, в некоторых из служб безопасности полицейской направленности, уголовные расследования и борьба с обстрелами».

Другая проблема, которую рассматривают руководители «Хамаса» в этом документе, — разоружение движения и определение будущего для военного крыла «Бригад Аз эд-Дина аль-Кассам». «Хамас» однозначно отклоняет подобный подход. Пункт № 3 этого документа предусматривает: «Сохранить оружие для борьбы, не оставлять его и не отдавать ни при каких обстоятельствах».

Что касается борьбы против Израиля, документ определяет политику «Хамаса», состоящую в продолжении вооруженной борьбы. Пункт № 2 гласит: «Хамас» подчеркивает право нашего народа на сопротивление оккупантам (даже за пределами сектора Газы) до полного их изгнания и прекращения агрессии. «Следует понимать, — говорится в документе, — что выход из сектора Газы — еще не конец истории, поскольку оккупация продолжается, и нам возвращены не все права и не все святые места».

Те же аналитики считают, что если «Хамас» победит на парламентских выборах, намеченных на январь 2006 года, то это движение наверняка создаст исламское государство и навсегда прекратит контакты с Израилем. Об этом заявил на днях один из лидеров в секторе Газы Махмуд Аз-Захар.

«Если палестинская улица остановит свой выбор на нас, то мы поведем наш корабль так, как это должно быть, — по-восточному витиевато, но достаточно откровенно сказал Аз-Захар. — Мы не поплывем на корабле меньшинства, не поплывем ни на корабле израильского врага, ни на корабле Запада».

Аз-Захар также пояснил: когда будет создано палестинское государство, оно станет неотъемлемой частью великой исламской нации, базирующейся на религиозных принципах. Исламское государство, по Аз-Захару, навсегда прекратит контакты с Израилем. «Мы должны разорвать связи, соединяющие нас с сионистским врагом. Весь вопрос состоит в том, делать ли это сразу или постепенно».

Тем не менее «Хамас», как отмечает обозреватель израильской газеты «Маарив» Амит Коэн, пытается дистанцироваться от привычного образа террористической группировки и представить себя сугубо политическим объединением. Для этого, в частности, предлагается видоизменить структуру организации по принципу ФАТХа.

То есть выделить боевые крылья в самостоятельные группировки, наделив их известной долей свободы при планировании и проведении терактов против израильтян. Помимо этого могут быть созданы новые боевые подразделения, работающие в строгой конспирации как на территориях, так и в Израиле. Координацией между всеми экстремистскими подразделениями будет заниматься головная структуры, базирующаяся в Газе.

Одновременно аналитики «Хамаса» разрабатывают новую тактику проведения террористических актов. В политсовете организации понимают, что после реализации программы размежевания Армия обороны Израиля может очень серьезно реагировать на любое нарушение безопасности израильских граждан. Поэтому аналитики рекомендуют полевым командирам выжидать «правильный момент» и шире использовать для совершения терактов новые подразделения, отдавать им приказы по цепочке.

Еще одна рекомендация сводится к нехитрому правилу «качество вместо количества». В «Хамасе» рассчитывают, что небольшие вооруженные группировки смогут действовать гораздо эффективнее крупных боевых крыльев, типа «Батальонов Аз эд-Дин аль-Кассам", и организовывать теракты с большим количеством жертв и широким резонансом в прессе.

Помимо этого проверяются возможности более широкого привлечения технических достижений для организации мегатерактов, создания сети фабрик по изготовлению взрывчатки на территории автономии, более четкой координации с другой террористической организацией — «Хизбалла» и другими международными террористическими структурами.

Как добавляет «Маарив», аналитики «Хамаса» самым серьезным образом изучают вариант, при котором ЦАХАЛ возобновит ликвидацию главарей террора и проведение масштабных антитеррористических операций. На этот случай прорабатывается возможность оперативного перебазирования центрального штаба и части боевиков в Ливан и Иорданию.

* * *

По данным пресс-службы «Хамаса», в Газе активно действуют свыше 100 тысяч боевиков, или около 7% населения сектора. Если исключить из числа потенциальных террористов женщин, стариков и детей, то окажется, что примерно каждый пятый мужчина в возрасте 18-40 лет, проживающий в Газе, — активист данной террористической организации.

«Израиль может думать, что он разрушает террористическую инфрастуктуру «Хамаса», убивая его лидеров, но это нонсенс, — считает палестинский политический обозреватель Халиль Шкаки. — Как можно разрушить инфраструктуру организации, которую поддерживает 30% палестинского населения?»

Согласно последним опросам, «Хамас» — по-прежнему самая популярная политическая сила в Газе. А участие в исламистских группировках — наиболее популярная тенденция, наблюдающаяся на всех оккупированных территориях.

Так что сегодня реальный контроль над сектором Газы — в руках лидеров «Хамаса», «Исламского джихада», комитетов народного сопротивления и боевых группировок ФАТХа, не признающих нынешнее руководство.

ПРИЛОЖЕНИЕ

АЗ ЭД-ДИН АЛЬ-КАССАМ


В 1935 году было создано движение, организованное имамом Аз эд-Дином аль-Кассамом. Он переехал в Палестину из Сирии после подавления там антифранцузских выступлений. Начал свою деятельность как преподаватель и в 1926 году вступил в ряды комитета сопротивления. В 1928-м основал филиал этого комитета в Хайфе, а в 1933-м был избран председателем комитета.

Кассам разъезжал по Палестине под видом служащего судебной инстанции и формировал группы по пять человек. Его движение было основано на принципах ислама и приняло концепцию «джихада» как единственного способа освобождения Палестины.

Восстание Кассама считается одним из больших и известных движений в истории арабского сопротивления в Палестине.

Главный центр его организации находился в Иерихоне. Там он сформировал еще четыре комитета: пропаганды, военной подготовки, поставки боеприпасов и по работе на международном уровне.

В 1935 году Кассам объявил о начале революции. Восстание вспыхнуло после того, как провалились все мирные инициативы по Палестине. В ходе столкновений с британскими войсками англичанам удалось окружить Кассама и 52-х его сторонников в Яхбуде. В ходе боя Кассам погиб. Его смерть вызвала народную скорбь по всей Палестине, а его похороны стали днем национального траура.

Организация Кассама была первой группой, которая вела организованную борьбу с евреями и англичанами. Восстание, поднятое им, оживило исламское сознание палестинцев, что впоследствии, в 1936 году, привело к большой палестинской революции, которая охватила всю Палестину.

Историки полагают, что главными причинами восстания были рост безработицы, еврейская эмиграция и открытые симпатии Лондона к проектам сионистов.

Восстание вспыхнуло 15 апреля, когда повстанцы убили еврейского поселенца и ранили еще двоих в области Наблус и Туль-Карем. Следующей ночью евреи убили двух арабов.

Во время похорон поселенца произошли стычки между арабами и евреями в Тель-Авиве и Яффе. По этой причине британские власти объявили в этих городах комендантский час.

20 апреля в Наблусе был создан «Арабский комитет», который объявил по всей стране забастовку протеста. После того как Лондон усилил свою армию в Палестине до 20 тысяч солдат, в ноябре 1935 года произошли ожесточенные столкновения между повстанцами, с одной стороны, и британцами — с другой.

В результате британского давления на арабское руководство в соседних странах последние обратились с призывом к палестинцам остановить восстание, так как Лондон гарантировал справедливое судебное разбирательство. Вскоре после этого «Арабский комитет» призвал к окончанию сопротивления.

За время этого восстания были убиты 16 полицейских, 22 британских гражданина и 80 еврейских поселенцев. Ранены 104 полицейских, 148 военных и 308 еврейских поселенцев. Среди арабов погибли 145 и были ранены 804 человек.

Лондон послал в Палестину специальную комиссию по расследованию причин восстания. Однако палестинцы отказались сотрудничать с комиссией и пошли на это только после давления со стороны арабских монархий. После убийства британского наместника в Галилее восстание вспыхнуло вновь и окончательно было подавлено в 1939 году.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03047 sec