Америку ждет кризис. Последствия испытает весь мир

31 октября 2005
Прогноз Stratfor для стран бывшего Советского Союза (БСС) на третий квартал сбылся практически полностью.

Мы правильно предположили, что Россия будет углублять стратегическое партнерство с Китаем, главный вектор партнерских отношений перенацелит с Европы на Азию, а в качестве инструмента оппозиции США, всеми силами стремящихся закрепиться на территории БСС, выберет косвенные пути - не открытое соперничество с самой Америкой, а сотрудничество с противниками Вашингтона, в частности, с Ираном и Венесуэлой.

Не ошиблись мы и при оценке внутренней политики президента России Владимира Путина - он смог привлечь олигархов на свою сторону, показав им, что сотрудничество с властью может приносить значительные дивиденды, а противостояние ей - совсем наоборот. Также мы предположили - и оказались правы, - что российские войска в Чечне снова добьются определенных успехов, но взамен вырастет напряженность в других регионах России, населенных преимущественно мусульманами. Так и произошло - гражданские волнения и нападения боевиков начали происходить в северокавказских мусульманских республиках.

Кроме того, нам удалось предсказать и конкретные события, произошедшие в третьем квартале:

подтверждение Москвой начала поставок ядерного топлива Ирану, отрицательную позицию России по вопросу вынесения иранского досье на повестку дня Совета Безопасности ООН и заключение новых договоров о поставках оружия соперникам США - Венесуэле и Китаю. Мы попали в точку, предсказав, что "Газпром" объединит усилия с немецким концерном Ruhrgas - сегодня совместный газовый консорциум ведет работу по постройке газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря.

Мы не ошиблись и в том, что администрация Буша не ослабит напора своего геополитического наступления на позиции России и ее союзников на территории БСС, как и в том, что успешному продвижению США воспрепятствует нестабильность в нескольких государствах указанного региона. Это, в частности, произошло в Узбекистане, выставившем американские войска со своей территории.

Правда, в отношении Узбекистана наш прогноз оказался не таким точным. В третьем квартале в Узбекистане, по нашим оценкам, должны были произойти новые акции гражданского неповиновения и/или террористические акты, совершенные исламскими фундаменталистами. На практике оказалось, что Ташкент держится за власть крепче, а на майские беспорядки в Андижане отреагировал более эффективно, чем от него ожидали. Также мы не ожидали, что президент Украины Виктор Ющенко отправит в отставку свое правительство, хотя и указали, что на Украине на фоне экономических проблем возможно возникновение серьезной нестабильности и открытой борьбы за власть, накал которой дойдет до критического уровня. Что и случилось, и правительство, собственно, было отправлено в отставку именно по этим причинам.

Мы ожидаем, что в этом квартале Путин добьется определенных успехов, причем как в международной, так и во внутренней политике. Общий знаменатель под всеми политическими шагами - попытка добиться возрождения России путем построения рыночной экономики, основанной на сотрудничестве между государственными компаниями и иностранными инвесторами, причем в рамках многополярного мироустройства, в котором Россия хочет занять один из полюсов. Москва попытается использовать два главных фактора: во-первых, кажущееся и/или реальное ослабление правительства Буша в связи с растущим грузом экономических проблем, созданных ураганом "Катрина", и политических трудностей, возникших из-за войны в Ираке вкупе с обязательствами, которые США взяли на себя на других дипломатических фронтах; во-вторых, вроде бы снова просыпающийся интерес других мировых держав к развитию более тесных связей с Россией.

Политика Путина непосредственно в отношении Соединенных Штатов будет осторожной; он будет стараться убедить президента США Джорджа Буша, что в интересах Америки развивать сотрудничество с Россией, а не продолжать геополитическое наступление на нее. Эти вопросы наверняка будут рассматриваться на встрече президентов во время ноябрьского саммита Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В качестве рычагов Путин будет использовать заинтересованность США в организации долгосрочных поставок энергоносителей и большое потенциальное влияние России на ход некоторых конфликтов, в которых в той или иной форме участвуют США и разрешения которых они хотели бы добиться. Скорее всего, Бушу придется несколько ослабить давление на Россию, в связи с чем критика Вашингтоном тех или иных предпринимаемых Путиным политических шагов несколько утихнет. Однако вряд ли Вашингтон при этом откажется от намерения закрепиться на территории БСС, а также от поддержки проамериканской и ант ипутинской оппозиции внутри самой России.

США осознают, что на западных границах России у них гораздо больше союзников, чем на восточных, и активнее займутся выдавливанием России из Восточной Европы и с Кавказа. На западном фронте главные шаги Вашингтона будут связаны с политическим наступлением против главного союзника России - Беларуси; поддержкой стран Балтии, Польши и Грузии, которые организуют совместную кампанию по изоляции России от Европейского Союза и стран БСС; борьбой за живучесть Украины после сентябрьского правительственного кризиса внутри прозападного лагеря; выдавливанию из Молдовы остающихся там российских войск; а также попыткам развернуть Армению лицом от Москвы к Вашингтону и добиться прорывных подвижек в переговорах по Нагорно-Карабахскому конфликту между Арменией и Азербайджаном.

В этом квартале значительно возрастет военное присутствие Вашингтона на западе БСС - в частности, планируется установка в Азербайджане и Молдове радиолокационных станций дальнего действия, которые, вполне вероятно, будут дополнены и средствами радиоэлектронной разведки. Возможно также усиление военной составляющей США и НАТО в странах Балтии. Если же Азербайджан откажется сотрудничать с Вашингтоном и разрешить размещение на своих военных базах американских военных самолетов, США могут начать поддержку проамериканского "революционного" движения с тем, чтобы оно проявило себя во время ноябрьских выборов в парламент.

Вместо того, чтобы заниматься прямой конфронтацией с Вашингтоном, Москва будет активно вступать в диалог с властями прозападно настроенных стран БСС и пытаться склонить их к сотрудничеству с Россией. В качестве аргумента будет использоваться экономическая зависимость от России, которую испытывают на себе многие страны БСС; их будут убеждать в том, что продолжение работы против России отрицательно скажется прежде всего на их внутренней стабильности. При этом следует отметить, что население многих стран региона, хотя и настроено проамерикански, но отвергает русофобию.

Особенно активными будут усилия России по восстановлению позиций на Украине; в октябре не исключен даже визит Путина в Киев. Хотя Москва не будет стараться убедить проамериканские действующие власти этих стран принципиально отвернуться от Вашингтона, ее философия будет состоять в том, что они могут сотрудничать одновременно и с Кремлем, и с Белым домом.

Углубит Россия работу и с другими серьезными игроками на мировой арене - опять же позиционируя это не как противостояние Вашингтону, но как одностороннее усиление собственных позиций на внутренней и внешней арене, достигаемое главным образом посредством вовлечения в экономическое сотрудничество всех заинтересованных в нем стран, имеющих влияние и силу. Важнейшими внешнеполитическими вехами в этом квартале для России станут октябрьский саммит Россия-ЕС и визиты, которые нанесут в Москву президент Чили Рикардо Эскобар (Ricardo Escobar) и лидер коммунистического Вьетнама Нонг Дук Ман (Nong Duc Manh). Это укладывается в задачи России: с одной стороны - усиление собственного влияния в Латинской Америке, с другой - строительство экономического альянса со старым союзником в Юго-Восточной Азии и поиск подходов к Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. Также высока важность участия Путина в ноябрьском саммите АТЭС и кулуарных встречах.

В этом квартале Азия останется для России главным внешнеполитическим направлением, о чем и свидетельствует участие Путина в саммите АТЭС. Путин старается усилить влияние России на геополитику Азиатско-Тихоокеанского региона, что не представляется возможным без резкого углубления экономических и торговых связей между Россией и его представителями. Путин, таким образом, будет стараться установить контакт в первую очередь с инвестиционным сообществом региона и разъяснять инвесторам перспективы проведения совместных с Россией проектов - как на территории страны, так и за ее пределами, с использованием открытых для России транспортных коридоров на Тихом океане. В сфере безопасности основой усилий Москвы будут предложения по сооружению ядерных реакторов для Северной Кореи и Ирана, что будет преподноситься как лучший способ разрешения кризисов, связанных с этими странами, и в случае успеха сможет существенно повысить международный престиж Москвы.

Россия и Китай в предстоящем квартале продолжат укрепление стратегического альянса, однако при этом обе страны будут всячески подчеркивать, что их усилия никоим образом не направлены против Вашингтона. Вступят в силу соглашения между этими двумя государствами в экономической и оборонной сфере; одним из них будет строительство Россией на Дальнем Востоке второй сети линий электропередачи, по которой Россия будет поставлять электроэнергию в северо-восточные районы Китая. Нефтяное же сотрудничество, которое и так развивается достаточно активно (Россия обещает построить нефтепровод из Восточной Сибири, одна из веток которого будет направлена в Китай), дополнится обсуждением проекта строительства газопровода, ориентированного на китайский рынок. Новые подвижки произойдут и в военном и военно-техническом сотрудничестве между Россией и Китаем - в этом квартале двум странам предстоит обсудить (и, вполне возможно, принципиально согласовать) поставки новых партий российского оружия, а т акже, вероятно, запланировать на следующий год проведение новых совместных учений.

Российско-индийское сотрудничество в предстоящем квартале переживет бурный рост. Россия и Индия будут активно обсуждать и пытаться продвинуть экономическое сотрудничество. При этом основной интерес Индии будет сосредоточен на усилении позиций своего топливно-энергетического комплекса на территории России и стран БСС на основе многомиллиардных индийских инвестиций в проекты разработки ресурсов острова Сахалин. И все же в этом квартале главным в отношениях двух стран останутся традиционно сильные военные и военно-технические связи.

Наряду с продолжающимся военно-техническим сотрудничеством, в которое входят и соглашения по обмену технологиями, в октябре одновременно пройдут два крупных совместных военных учения - морские маневры, в которых ожидается участие атомных подводных лодок, и совместные учения российских и индийских десантников в пустыне Тар вблизи индийско-пакистанской границы, одной из задач которых будет продемонстрировать твердую проиндийскую позицию Москвы.

Во внутренней политике Путин, вероятно, справится и с оппозицией, и с какими бы то ни было социальными протестами. Хотя недавний ход с весьма своевременным опубликованием программы улучшения социально-экономического положения в стране стоимостью в 4 миллиарда долларов вряд ли погасит все протестные настроения, проявления протеста ослабнут и в предстоящем квартале вряд ли будут угрожать его власти. Путин, в частности, планирует вложить сверхприбыль от продажи нефти на зарубежных рынках, где в течение долгого времени цены держатся на высоком уровне, в сферы здравоохранения, образования и жилищного строительства.

В предстоящем квартале оппозиция Путину останется, скорее всего, разобщенной и слабой, однако в правительстве продолжится борьба за власть между националистически и либерально-реформаторски настроенными группировками. В продолжение квартала Путину удастся сохранять баланс между этими двумя лагерями и другими влиятельными кругами, однако в следующие несколько месяцев не исключено возникновение серьезных проблем, могущих существенно подпортить долгосрочные перспективы Путина. Такой проблемой может стать, с одной стороны, растущее недовольство прозападных либеральных сил в правительстве социальными аспектами путинского курса и его поворотом в сторону укрепления альянса между Москвой и Пекином; с другой стороны, националистически настроенные круги российской элиты и немалая часть населения, которых не устроят результаты социальных программ Путина, могут заподозрить его в том, что он снова поворачивается лицом к Вашингтону. Однако по меньшей мере на ближайшее время превосходство П утина над противниками сохранится.

Результатом парламентских выборов в Чечне, которые пройдут в ноябре, должно стать подтверждение заявлений Кремля о том, что поддерживаемых из-за границы исламских боевиков не поддерживает больше никто из самих чеченцев. Россия добьется новых военных успехов, на что фундаменталисты ответят попытками эскалации войны посредством нападений на другие населенные мусульманами области российского Кавказа и проведения террористических актов в крупных городах России. Смогут ли российские войска остановить этот порыв боевиков - пока неясно.

Правительство Путина будет проводить комплексную программу по привлечению в страну иностранных инвесторов; в этих целях будет проводиться улучшение инвестиционного климата, объявление о новых проектах и работа над последующими этапами уже действующих проектов, привлекательных для иностранных инвесторов. Вероятно, Путин считает привлечение в страну иностранных инвестиций и бизнеса одной из самых серьезных своих задач как на этот квартал, так и на последующее время. В октябре будет сделан один из важных шагов в этой сфере - состоится встреча российского Консультативного совета по иностранным инвестициям (Foreign Investment Advisory Council), который, вероятно, одобрит поступившие от Министерства природных ресурсов и Министерства промышленности и энергетики законопроекты по снятию части ограничений на доступ иностранцев к проектам по эксплуатации природных ресурсов.

Октябрьский саммит Россия-ЕС в основном будет служить делу улучшения условий для кооперации российского и европейского бизнеса. С этой целью Россия настойчиво требует упрощения визовых процедур, принятых в ее отношении Европейским Союзом, и в предстоящем квартале этой цели, скорее всего, удастся достичь. Учитывая заинтересованность европейских корпораций в работе с Россией, ожидается проведение одновременного с саммитом Россия-ЕС делового форума. В целом в этом квартале сотрудничество России с Европой будет успешным, так как у Европы есть коренные причины работать совместно с Россией, а именно поставки энергоносителей, особенно газа. В четвертом квартале будут обсуждаться предложения по продолжению строительства российско-германского газопровода, проходящего по дну Балтийского моря, в другие страны. Кроме того, Европа может получить дивиденды и от сотрудничества с Россией в области безопасности, так как тесная совместная работа с этой сфере может повысить непроницаемость вост очных границ Европы для наркотиков, организованных преступных группировок и террористов. Российско-европейское сотрудничество не удастся блокировать даже в целом антироссийски настроенным странам Восточной Европы, поскольку Западная Европа больше заинтересована не в развязывании сознательной конфронтации с Москвой, а в поставках энергоносителей, повышении уровня безопасности, а также прибылях, которые европейский бизнес надеется извлечь из работы в России.

В октябре же ожидается выход благоприятного отчета ряда западных банков относительно перспектив капитализации одной из крупнейших российских государственных нефтяных компаний - "Роснефти" - при ее выходе на Лондонскую фондовую биржу. Кроме того, в предстоящем квартале очередной шаг вперед совершит проект строительства газопровода по дну Балтийского моря между Россией и Германией. Прогресс также ожидается по вопросу участия некоторых энергетических компаний США и Западной Европы в разработке крупного газово-газоконденсатного Штокмановского месторождения.

Ареной самого жесткого политического соперничества на пространстве БСС в предстоящем квартале станет Украина. Высока вероятность продолжения экономического и политического кризиса, так как все политические силы полностью сосредоточат свое внимание на предстоящих в марте следующего года парламентских выборах, которые могут радикально изменить геополитическую ситуацию в стране.

После того, как 8 сентября проамерикански ориентированный президент Украины Ющенко отправил в отставку правительство, во главе которого стоял харизматичный лидер - премьер-министр Юлия Тимошенко, - политическая картина на Украине совершенно смазалась. Поскольку на настоящий момент ни одна из существующих в стране политических сил не имеет решающего превосходства над соперниками, попытки заключить как внутренние, так и внешние альянсы (с крупнейшими центрами силы, то есть Москвой, Вашингтоном и Европой) будут исходить, скорее всего, сразу от нескольких из них.

Вероятно активное сближение Украины с Россией, так как именно Россия держит в своих руках ключ к ее экономическому выживанию - речь идет как о поставках энергоносителей, так и о бесчисленных и сложных деловых связях между российскими и украинскими предприятиями. Вероятнее всего, Москва будет стараться дружить с Киевом и даже пообещает оказать ему экономическую помощь в обмен на отказ Киева от роли плацдарма для продвижения проамериканских "революций" в Беларуси и России. Ющенко придется, вероятно, занять в отношении России более умеренную позицию, проверкой которой выступит встреча участников Единого экономического пространства (ЕЭП), намеченная на 1 декабря. На этой встрече страны-участницы - Россия, Казахстан, Украина и Беларусь - должны подписать пакет ключевых документов, нацеленных на развитие деятельности этой организации.

Что касается ситуации в других странах БСС, то в предстоящем квартале усилится внутренняя нестабильность в Молдове; до конца года в самопровозглашенной республике Приднестровье пройдут выборы, что, в зависимости от того, кто их выиграет, для Молдовы может означать как новые проблемы в сфере безопасности, так и новые возможности по возвращению региона в свой состав при поддержке Запада. В Грузии продолжится борьба за власть в Тбилиси, от которого будут исходить и новые угрозы в адрес провозгласивших независимость Абхазии и Южной Осетии. Нестабильность будет отмечаться и в Азербайджане, уже готовом перейти в стадию очередной "революции", а также в раздираемой внутренними конфликтами Армении и других странах.

Беларусь, скорее всего, будет стараться сдержать оппозицию, поддерживаемую из Польши и США, и не дать ей забрать власть у президента Александра Лукашенко.

Практически по всей Центральной Азии будет наблюдаться дальнейшее усиление позиций России и Китая - в частности, в рамках Шанхайской организации сотрудничества - в ущерб позиции Соединенных Штатов. Учитывая, что, во-первых, американские войска вынуждены покинуть Узбекистан, и, во-вторых, США чрезвычайно трудно будет найти в регионе другую страну, которая согласится их разместить, ожидать от правительства Буша успехов на центральноазиатской арене в четвертом квартале 2005 года было бы трудно.

STRATFOR/ИноСМИ.Ru

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04384 sec