Анатолий Сафонов: Афганистан - на грани превращения в наркогосударство

25 октября 2005
Спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной оргпреступностью Aнатолий Сафонов в интервью "Интерфаксу" анализирует ситуацию в Афганистане

Анатолий Ефимович, долгое время Афганистан называли рассадником терроризма. Насколько это определение актуально сейчас?

- В оценке ситуации в Афганистане, безусловно, есть и позитив, но и неутешительных моментов, к сожалению, достаточно.

Деятельность экстремистских международных, региональных и других группировок оказывает непосредственное влияние на все стороны общественно-политической и социально-экономической жизни Афганистана. Несмотря на увеличение численности и расширение зоны ответственности Международных сил содействия безопасности (МССБ) и Коалиционных сил, а также постепенное становление национальной армии, полиции и правосудия, вооруженные отряды талибов и прочих экстремистов не снижают вооруженное противодействие властям и международным военным присутствиям.

Причем боевой потенциал антиправительственных группировок, прежде всего талибов, намного возрос по сравнению с началом антитеррористической операции. Так что вооруженные и подрывные акции экстремистов остаются ключевым фактором сохраняющейся нестабильности в стране.

Все отчетливее просматривается тенденция к координации деятельности террористических группировок между собой в Афганистане и сопредельных территориях. Выстраивается некая единая трансграничная система подготовки боевиков, общих пропагандистских центров, каналов снабжения, источников рекрутирования и финансирования.

Все большее влияние на тактику деятельности террористов оказывает ситуация в Ираке.

Все заметнее, с другой стороны, примеры внедрения представителей террористических группировок в органы власти на различных уровнях, в том числе, в силовые ведомства.

Как в России оценивают действия западных войск в Афганистане в плане борьбы с наркотрафиком и терроризмом?

- Россия, в принципе, положительно оценивает тот факт, что антитеррористическая коалиция и натовские миротворцы предпринимают усилия, чтобы внести вклад в сдерживание ситуации в сфере безопасности в Афганистане в определенных "приемлемых" рамках.

Однако факты говорят сами за себя. Несмотря на регулярно проводящиеся антитеррористические операции Коалиционных сил, афганской национальной армии и полицейские мероприятия МССБ, обстановка в плане безопасности, к сожалению, сохраняется крайне тревожной.

Мы постоянно получаем информацию о значительных масштабах инфильтрации талибов и других экстремистов с территории Пакистана, о регулярных обстрелах передовых баз миротворческих контингентов, о терактах, интенсификации минной войны, захватах заложников и, как мы уже говорили, о росте производства и контрабанды наркотиков.

Военные операции Коалиционных сил в отдельных районах страны не дают желаемого эффекта, им пока не удается эффективно ликвидировать центры подготовки террористов, блокировать их переброску в Афганистан, контролировать и пресекать наркотрафик.

Что касается натовских миротворцев, то в соответствии с мандатом ООН они вообще не уполномочены вести антитеррористическую и антинаркотическую деятельность. В их задачу входит обеспечение безопасности различных объектов и официальных мероприятий. Такую ситуацию нам трудно понять, тем более трудно с ней согласиться. Она буквально обескураживает, в частности, на фоне четких свидетельств о взаимосвязи между наркотрафиком и терроризмом.

Поэтому мы неоднократно ставили перед нашими западными партнерами вопрос о необходимости усиления вклада со стороны международных военных присутствий в борьбу с афганским наркопроизводством и, соответственно, с терроризмом.

Без ликвидации исходящей с территории Афганистана наркоугрозы невозможно уничтожить в этой стране и рассадник терроризма. А ведь в этом основная задача коалиционных сил.

Напомню, в этой связи, что Россия неоднократно предлагала наладить сотрудничество в деле борьбы с афганским наркотрафиком по линии НАТО-ОДКБ. Однако субстантивного ответа из Брюсселя мы так и не услышали.

Как Вы оцениваете ситуацию на афганско-пакистанской границе? В СМИ были сообщения, что именно в этом районе скрывается руководство "Талибана" и "Аль-Каиды".

- Вооруженные отряды "Аль-Каиды", талибов, а также "хекматьяровцев" в последнее время переходят к тщательно спланированным операциям против Коалиционных сил, афганской национальной армии и полиции.

Имеются сведения о поступлении в распоряжение экстремистов современного вооружения и новых рекрутов, прошедших подготовку в лагерях в афгано-пакистанском приграничье.

Общеизвестно, что руководящее ядро "Аль-Каиды" периодически "подает сигналы" из этого региона и именно там наиболее часто проводятся боевые операции и коалиционных сил, и пакистанских вооруженных сил, и афганской армии.

Как изменилась ситуация с наркотрафиком после ухода с таджикско-афганской границы российских пограничников?

- Присутствие российских погранвойск, безусловно, весьма эффективно сдерживало напор идущего со стороны Афганистана "наркотического цунами". В настоящее время задача в том, чтобы оказать таджикской стороне помощь в становлении ее погранслужбы, в более эффективном выполнении возложенных на нее обязанностей.

Завершение передачи функций по непосредственной охране границы не означает окончание пограничного присутствия России в Таджикистане. Меняется его формат. Создается российская Оперативная пограничная группа, которая начнет работу с 1 января 2006 года. Целью группы является координация сотрудничества по пограничным вопросам, в том числе в целях борьбы с контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов, нелегальной миграцией и наркотиков.

Российская сторона также продолжает оказывать помощь в подготовке специалистов для Комитета по охране государственной границы Таджикистан, как в специализированных учебных заведения России, так и в самом Таджикистане.

Необходимо отметить, что несмотря на все усилия мирового сообщества, афганская экономика становится все более "наркоориентированной". По нашим оценкам, до 60% афганского ВВП производится в наркосекторе. Мы разделяем вывод госдепартамента США о том, что Афганистан фактически находится на грани превращения в наркогосударство.

Не вселяют оптимизма и недавние "выкладки" ООН, согласно которым в этом году на 21% сократилась площадь наркопосевов в Афганистане. Но при этом производство наркотиков неумолимо растет. Мы отмечаем резкий рост "урожайности" опийного мака в граничащих с СНГ северных провинциях Афганистана. Кроме того, у наркодельцов накоплены большие объемы нереализованного героина, что во многом и объясняет улучшение статистик по выращиванию опия в Афганистане.

Требуется новый уровень международного сотрудничества для отражения афганской наркоагрессии. В этом ключе мы стремимся выстраивать наши взаимоотношения с НАТО, ЕС, другими международными и региональными структурами.

Как Вы оцениваете роль Пакистана и Ирана в афганском урегулировании?

- В России позитивно оценивают заявления официального Исламабада о намерении всемерно способствовать процессу афганского урегулирования, а также укреплять добрососедские связи с Кабулом - прежде всего, в торгово-экономической и гуманитарной областях. Приветствуем предпринимаемые властями Пакистана меры по обеспечению тылового содействия антитеррористической операции в Афганистане, а также обещания пакистанского руководства положить конец инфильтрации на территорию этой страны уцелевших боевиков "Аль-Каиды" и талибов, укрывающихся в труднодоступных районах северо-западного Пакистана. Следует отметить, что в немалой степени благодаря усилиям пакистанских вооруженных сил, перекрывших "пористые" участки пакистано-афганской границы, террористам не удалось сорвать состоявшиеся в сентябре этого года парламентские выборы в Афганистане.

Иран сыграл одну из ключевых ролей в деле свержения режима талибов в Афганистане, активно участвует в экономическом восстановлении этой страны (реконструкция объектов социального назначения, инфраструктуры, ирригации, энергетики), в частности его западных провинций.

Серьезным аспектом взаимодействия между Кабулом и Тегераном является борьба с незаконным афганским наркотрафиком (по статистике, Иран - один из основных транзитных путей для контрабанды наркотических веществ из Афганистана) и возвращение афганских беженцев на родину.

Весьма важно и то, что Иран поддержал усилия ООН и международного сообщества по постконфликтному политическому урегулированию в Афганистане.

Какие шаги предпринимает Россия для нормализации обстановки в Афганистане?

- Россия с самого начала политического процесса в Афганистане последовательно поддерживала поступательное продвижение по пути реализации Боннского межафганского соглашения, оказывала содействие в послевоенном обустройстве и налаживании мирной жизни в Афганистане.

Россия вносит весомый вклад в формирование национальных вооруженных сил Афганистана поставками продукции военного назначения и материально-технических средств. Несмотря на сложности финансовых отношений, существенно ограничивающие наши возможности, с 2002 года мы осуществляем безвозмездные поставки автомобильной техники, запчастей, средств связи, тылового имущества и учебных пособий, бесплатно ремонтируем самолеты и вертолеты ВВС страны. За это время наши затраты составили 195 млн. долл. США. На текущий год запланированы поставки еще на 30 млн. долл. США. Через российские курсы уже прошли подготовку 160 афганских офицеров.

На днях в Кабуле состоялась акция по передаче доставленной сюда самолетом МЧС России партии гуманитарной помощи (свыше 21 тонны предметов первой необходимости и питания), направленной правительством Московской области в адрес афганской провинции Панджшир.

В настоящее время работаем над решением проблемы афганского государственного долга перед нашей страной, после чего будут рассмотрены новые возможности оказания содействия Кабулу по межгосударственной линии.

Сколько времени, по Вашему мнению, потребуется для того, чтобы ситуация в Афганистане полностью нормализовалась?

В России убеждены в том, что международное сообщество не должно оставлять Афганистан без внимания после проведенных там парламентских выборов, которые формально завершили боннский политический процесс в этой стране. Продолжение строительства системы национальной безопасности, реализация административной реформы, а также восстановление национальной экономики может растянуться на десятилетия.

Не меньше времени потребуется и на эффективное подавление там очагов терроризма и экстремизма, искоренение наркоиндустрии. Афганское правительство предложило при содействии ООН и заинтересованных стран провести во второй половине января 2006 года, после инаугурации нового парламента, соответствующую конференцию высокого уровня с целью выработки основных параметров содействия этой стране на постпереходном этапе. Намерены поддержать эту инициативу.

Интерфакс

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.02939 sec