В защиту нашего будущего

30 августа 2005
A A A


Юрий САВЕЛЬЕВ, депутат Госдумы РФ, народный министр образования Образовательная философия и политика в XXI в. во всех цивилизованных странах основана на двух фундаментальных принципах. Во-первых, что образование – это важнейшее всеобщее социальное благо и оно должно быть доступно всем независимо от пола, возраста, национальности, места жительства, социального и имущественного статуса. Образование не является рыночной сферой. Оно составляет фундамент формирования интеллектуального потенциала нации, ее гражданских, нравственных и духовных ценностей, национальной идентичности. Оно является главным ресурсом роста человеческого капитала страны, ее социально-экономического развития и конкурентоспособности. Во-вторых, главную ответственность за развитие образования в стране несет государство. В соответствии с этим оно наращивает свое участие в образовании, увеличивает его бюджетное финансирование, последовательно проводит политику социального протекционизма в отношении учебных заведений, педагогов и учащихся. Кризис национальной гордости Руководствуясь этими подходами, все цивилизованные страны мира достигли высокого уровня общедоступности общего среднего образования и осуществляют эффективные меры по повышению его качества. Вместе с тем развитые страны уже вплотную подошли к решению задачи общедоступности профессионального, в том числе высшего, образования. Отечественная система образования – крупнейшая отрасль народного хозяйства страны. Сегодня в ней трудятся около 5 млн человек. Более 50 млн россиян учатся, проходят переподготовку или повышают свою квалификацию. Если учесть родителей, бабушек и дедушек учащихся, можно без преувеличения сказать, что проблемы народного образования затрагивают каждую российскую семью. До недавнего времени система образования была предметом нашей гордости. К сожалению, в последнее время состояние и перспективы развития народного образования России вызывают серьезное беспокойство. Материально-техническое положение учебных заведений критическое. Капремонта требует половина существующих школ, в 50% отсутствует канализация, в 30% нет водопровода, а в 20% – центрального отопления. Ситуация с оплатой труда педагогов выглядит безобразно. По состоянию на конец 2004/2005 учебного года среднемесячная начисленная зарплата работников образования составила всего 4971 руб., тогда как работника сырьевой и добывающей отрасли – 18838 руб., а финансовой – более 20 тыс. Студенты получают стипендию в среднем в размере 400 руб. В советское время она составляла 40 рублей, и на эти деньги студент мог проехать в метро 800 раз в месяц. Сегодня – всего 40 раз. Финансирование российского образования составляет всего 3,26% от уровня ВВП. Ни в одной цивилизованной стране нет таких показателей. В Швеции это 8,7%, в Дании – 8%, Алжире – 7%, США – 6,7%, Испании, Португалии, Франции – 6%. Даже в Иране – 4,5%. Приходится констатировать, что образовательная политика действующего правительства не только прямо противоположна основным принципам и тенденциям развития образования в современном мире, но и не соответствует Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию социальным государством. Анализ состояния системы образования показывает полную неспособность правительственных структур отслеживать реальный сектор развития мирового образования и создавать в нашей стране условия, позволяющие хотя бы не отставать от мировых достижений, не говоря уже о том, чтобы их опередить. Реформы ради реформ Провозгласив себя партией власти, «Единая Россия» поддерживает все без исключения предложения и законы, исходящие от правительства и, таким образом, является активным соучастником процесса разрушения российского образования. Власть демонстрирует неспособность или нежелание заниматься государственным строительством, улучшением жизни большинства людей. Отсюда происходит реформаторский зуд, имитация деятельности под видом необходимости проведения реформ и каких-то преобразований. Реформы ради реформ и ради самого себя, любимого. Семейные кланы в руководстве страны сменились на известные сословные кланы, а государство стремительно ухудшает свое экономическое и стратегическое положение. Приросты экономики «от нуля» только в математике являются бесконечно большими, а по факту реальной экономики следует вспомнить одно важное обстоятельство: в конце восьмидесятых годов доля России в мировом валовом продукте составляла 13–15%, а сегодня – меньше 1%. И это главный ответ тем, кто насаждает в нашей стране методы либерального рынка и проводит тотальную приватизацию. Молчание о главном Стратегические цели намеченной реформы образования состоят практически в полном уходе государства из сферы образования. В отношении этой реформы правительство и Минобрнауки полностью следуют рекомендациям Всемирного банка, изложенным в документе «Россия – образование в переходный период». На ключевые посты в Минобрнауки поставлены недавние сотрудники различных подразделений Всемирного банка (зам. министра Свинеренко, зам. начальника департамента образовательной политики Реморенко и др.), рекрутированные указанным «банком» для продвижения в России своей политики. А суть рекомендаций Всемирного банка состоит в следующем: 1. Тотальная коммерциализация образования. 2. Уход государства от прямого бюджетного финансирования образовательных учреждений всех уровней. 3. Преобразование государственных и муниципальных образовательных учреждений в так называемые некоммерческие организации, что быстро приведет к их приватизации. Эти губительные рекомендации, направленные на разрушение российской системы образования, прямо противоположны тем мерам, которые осуществляют США и страны Западной Европы в направлении развития собственных национальных систем образования. Однако наше правительство безропотно их выполняет. Так, все установки Всемирного банка были дотошно исполнены при утверждении печально известного закона № 122, который кардинально изменил более чем 150 федеральных законов, в том числе законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Принятие закона № 122 стало контрольным выстрелом в систему образования России. Уже уничтожены многие наши достижения. Правительство не разрабатывает федеральные программы развития образования. Не предоставляются налоговые льготы учебным заведениям и тем, кто их спонсирует. Уничтожено право субъектов Федерации принимать участие в разработке государственных стандартов профессионального образования. Не выделяются деньги на повышение квалификации преподавателей. Планируется массовая замена ректорского корпуса и назначение на эти места людей, которые начнут процесс бесконтрольного распоряжения собственностью вузов и приватизации этой системы. В методах работы правительства и Минобрнауки прослеживается ряд корневых изъянов. Во-первых, отсутствуют какие-либо расчеты или даже прогнозы результатов проводимых реформ для всех ступеней образования (от дошкольного до послевузовского). Во-вторых, отсутствуют прогнозы или качественно-количественные сравнения с состоянием образовательной сферы России после реформ и среднемировой (среднеевропейской, например) образовательной системой. В-третьих, все документы готовятся тайно, без какого-либо их обсуждения. Министерство не считает нужным даже объяснить, во имя чего проводятся так называемые реформы в образовании. Ни одна проводимая за последние годы реформа не увенчалась успехом и не привела к улучшению жизни большинства россиян. Само слово «реформа» в отечественном исполнении стало символом разрушения, а не созидания: для большинства жителей России жизнь становится все хуже, а правящее меньшинство имеет возможность обучать детей за рубежом. Наконец, в-четвертых, нет ответа на один из главнейших вопросов: как можно вводить платное образование в стране, в которой свыше 30 млн человек имеет доходы ниже прожиточного минимума, а 60% работников (более 42 млн человек) не в состоянии обеспечить на свои зарплаты даже свои минимальные потребности на одежду, на отдых, на еду, на лекарства и потребности даже одного ребенка?! Двухуровневый имплантат Мне довелось работать в одном из известных вузов нашей страны – питерском «Военмехе» – 10 лет первым проректором, а затем 15 лет ректором. Во время многочисленных поездок за рубеж меня всегда интересовало: каков уровень нашего вуза в сравнении с зарубежными? Критерием было качество работ выпускников старших ступеней образования. Так вот, магистерская диссертация в университетах Франции, Италии, Германии и Китая соответствует примерно хорошей курсовой работе нашего студента 3–4-го курса. И только лучшие работы на степень доктора философии (Ph.D.) соответствуют среднему уровню наших выпускных дипломных проектов. (При этом отмечу, что «Военмех» хороший, но отнюдь не лучший вуз России.) Видимо, не всем это нравится. Нет сомнений, что в результате реформ, вытекающих из закона № 122, будет разрушена отечественная система высшего образования. И прежде всего система высшего инженерного образования, гордость российского государства. Недаром в систему высшего образования сейчас насильственно имплантируется западная двухуровневая система высшего образования: бакалавриат (три-четыре года) и магистратура (два года). В рамках бакалавриата может быть подготовлена только карикатура на инженера (выпускник инженерного техникума подготовлен значительно лучше), а магистратура вообще не имеет никакого отношения к инженерному образованию. Ее задача – подготовить исследователя, а не инженера с хорошей фундаментальной конструкторско-технологической подготовкой. Поскольку образование все больше становится платным, большинство выпускников технических университетов будет ограничиваться получением степени бакалавра. Инженерная подготовка по этой траектории поможет им понять лишь суть работы зарубежной техники, которая станет основной в России после ее присоединения к ВТО, а после кратковременного дополнительного обучения инженер-бакалавр будет способен даже ее эксплуатировать. Что же касается относительно небольшой группы магистров, особенно тех, кто закончит элитные федеральные университеты, то для них уготована более почетная судьба: стать рекрутами зарубежных машиностроительных корпораций (в России или за рубежом). Таким образом, в результате реформ исчезнет мощная российская школа конструкторско-технологического инженерного образования; вместе с ней исчезнут российская оборонная промышленность и машиностроение. На мой взгляд, именно к такому повороту событий и готовят страну наши «идеологи образовательных реформ». Предложения Народного правительства 12 октября – к Дню учителя – педагоги страны планируют провести Всероссийскую акцию протеста. Эта акция – защита нашего будущего, поскольку в судьбе народного образования отражается более грозный вопрос: быть или не быть стране? Именно поэтому протест учителей намерены поддержать работники науки, культуры, здравоохранения и, что особо примечательно, студенты, которым и принадлежит будущее России. Цель акции – не допустить разрушения этого будущего, не дать окончательно уничтожить страну. Для действующего правительства это будет встряской, несравнимой с выступлениями против монетизации льгот. Вряд ли оно устоит после этой встряски. Сегодня всем честным людям России необходимо противостоять либеральным экстремистам, доминирующим во власти, и сообща противостоять антинародным, антигосударственным действиям, наносящим непоправимый вред системе образования, науке, культуре, здравоохранению и, как следствие, будущему страны. Народное правительство уже подготовило ряд законопроектов, а также альтернативный проект федеральной программы развития образования. Так, мы планируем в кратчайшие сроки внести в Госдуму проекты трех федеральных законов: «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию». Смысл третьего закона понятен, первые же два закона возвращают редакцию исходных законов «Об образовании» (1992 г.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.), то есть возвращают изъятия, сделанные действующим правительством согласно закону № 122. Суть упомянутых законов помогла выстоять системе образования России в тот период, когда все другие отрасли были деформированы или разрушены. В первую очередь в законы необходимо вернуть все изъятые правительством финансовые обязательства государства перед системой народного образования. Кроме того, Народное правительство считает необходимым выступить с инициативой незамедлительного проведения всероссийского съезда работников народного образования. Абсолютная недееспособность Минобрнауки поставила наше народное образование на грань глубокого кризиса. Поэтому сегодня как никогда необходимо широкое привлечение общества, образовательного сообщества к обсуждению вопроса: какая реформа образования нужна стране? И на этой основе – выработка, совместно с учительством страны, программы неотложных изменений в российском народном образовании. ДОСЬЕ Юрий САВЕЛЬЕВ, народный министр образования. Родился в 1937 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградский военно-механический институт (ныне Балтийский ГТУ «Военмех»). C 1987 г. ректор «Военмеха». В 2003 г. избран депутатом Госдумы. Зампред комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Доктор технических наук, профессор.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.