Борьба за демократию или Усиление власти Вашингтона на Южном Кавказе

18 августа 2005
Олег Фесенко

Развитие отношений в плоскости кавказского хребта затрагивает внешнеполитические интересы мирового гегемона США, сохраняя значительный уровень сотрудничества и доверия к государствам СНГ, в том числе Украине.

Сотрудничество Украины с Грузией обозначилось со сменой старых политических режимов и стратегического партнерства на ниве "бархатных революций". Сотрудничество с Азербайджаном базируется на укреплениии военно-технического сотрудничества в обмен на каспийские энергоресурсы, что может существенно уменьшить зависимость от российских нефти и газа.

Значительным аспектом сотрудничества становится потенциальная энергетическая составляющая, в частности реализация проекта Евразийского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) и нефтепровода "Одесса-Броды". Очевидно, что визиты главы МИД Украины Б.Тарасюка в Азербайджан в начале лета, сводятся к рекогносцировке на местности и укреплению общих интересов в области энергоресурсов, в частности дополнительного "вечного" источника сотрудничества - каспийской нефти.

Усиливающееся влечение к Баку со стороны Вашингтона перед парламентскими выборами, которые состоятся 6 ноября вызвано рядом стратегических интересов - военно-техническими, размещением военных баз путем разрыва отношений с действующей властью пусть даже ценой проведения "бархатной революции" и экономическими - сохранение безопасности каспийских энерготранспортных коридоров, безопасности двух стратегичсеких энергопроектов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум. Очевидно, чисто политическая активность Вашингтона будет фоном игры за геополитическое пространство и экономические ресурсы.

Расстановка сил и политическое давление США

Внешнеполитическая активность США устремлена в развитие долговременных отношений после «бархатных» революций на постсоветском пространстве. С очевидной сменой правящих элит в Грузии, Украине и Киргизии (смена скорее, декоративная) наиболее вероятно следующая смена правящего режима возможна в Азербайджане. У истоков преемственности поколений и передачи власти от отца Алиева, Алиеву-сыну стоит не столько популярность последнего, сколько провал оппозиции на президентских выборах осенью 2003 года, неудачно выступившей и расколовшейся на отдельные составляющие, и пожалуй, не имевшие четкой политической программы и единого курса.

Впрочем, и в настоящее время оппозиция, объединившаяся и моделированная в русло единства трех политических партий под названием «Азадлыг» («Свобода») не составляет преимущественно угрозы для смены правящего режима Ильхама Алиева, в силу различных причин.

Основной причиной, как видится является разрозненность и размытость политических сил, очевидно не столько популярность и влияние оппозиции в стране, сколько подталкивание и поддержка Западом и стратегической сменой номенклатурного режима.

Визиты М.Олбрайт и высокопоставленных лиц в Азербайджан сигнализируют о вмешательстве внешнеполитических сил лоббирующих интересы азербайджанского руководства в США. Вашингтон ведет двойную игру: с одной стороны наращивая военное присутствие на Южном Кавказе, с другой подводя это под так называемыми контурами «прозрачных и демократических» выборов в странах региона.

Влияние США перед парламентскими выборами носит скорее предупредительный характер, и требования - проведение без фальсификаций парламентских выборов; обеспечение участия в них всех политических сил; предоставление возможности вернуться в страну и принять участие в выборах экс-президенту и экс-спикеру вполне соответствуют букве закона.

В частности, бывший госсекретарь М.Олбрайт выполняя поручение Вашингтона, заявила о договоренности с главой Азербайджана И.Алиевым о возможной смене чиновников, списав наиболее влиятельных министров в тираж, в том числе главу президентского аппарата Рамиза Мехтиева.

Оправив «старую гвардию» на отдых, Вашингтон хочет заручиться поддержкой наиболее лояльных чиновников, доведя ситуацию обострения между властью и оппозициией. Вашингтон также настаивает на том, чтобы будущий председатель парламента не являлся представителем правящих кругов. Азербайджанскому руководству предложено обеспечить определенное представительство оппозиции в исполнительной власти и правительстве (не менее 5-6 портфелей).

С размещением воееных баз США официальный Баку должен определиться окончательно до 20 августа. Это крайний срок, с которым могут согласиться предъявители своеобразного рескрипта, формулировки которого больше напоминают ультиматум. Рамсфельд готов вылететь в Азербайджан, но это он, скорее всего, сделает в том случае, если получит свидетельства вполне лояльного отношения официального Баку к выдвинутым Вашингтоном предложениям.

Некоторые наблюдатели заявляют, что посещение министром иностранных дел Азербайджана Э.Мамедъяровым Пентагона имеет целью подготовку к ожидаемому в сентябре визиту в Баку шефа Пентагона Дональда Рамсфельда, отмечает "525-я газета".

Отмечается, что этот визит и в целом участившиеся посещения Азербайджана главой Пентагона указывают на вступление в стадию реализации планов США разместить в Азербайджане свою военную базу. Раздаются даже утверждения, что согласие Азербайджана на размещение американской военной базы может вызвать значительное смягчение позиции Вашингтона относительно ноябрьских выборов в Азербайджане. Словом утверждается, что между США и Азербайджаном по этим двум вопросам ведется политический торг.

"Во всем этом ничего нового нет. Еще задолго до начала избирательной кампании высказывалось суждение, что США якобы поставили руководство Азербайджана перед дилеммой "или военная база, или бархатная революция". Но потом политические круги в Вашингтоне, в том числе посол США в Азербайджане Рино Харниш, отвергли эти утверждения, указав, что США не собираются ни размещать в Азербайджане военную базу, ни устраивать здесь "бархатную революцию", - отмечает газета.

Соглашение в военной сфере между Азербайджаном и США, скорее всего приведет к негласному укреплению в регионе военно-политических сил США и Северо-Атлантического Альянса. Вероятно, накануне парламентских выборов 6 ноября Вашингтон будет наращивать давление на Баку, предлагая весь арсенал размещения военных баз в обмен на приоритеты стабильности в регионе.

В другом случае, возможно превращение правящего режима в неугодный и неустраивающий Вашингтон, и смену режима посредством прихода к власти оппозиционных сил. Можно сказать, что стратегия смены власти уже разрабатывается разного рода «мозговыми центрами», подтверждением чего стали вылазки оппозиции и визиты лидера «Ени Мусават» Иса Гамбара в западные страны.

Странами, которые посетил одиозный лидер объединенноой оппозиции, помимо США и Турции стала и Украина, а состоявшаяся встреча з главой МИД Украины Б.Тарасюком и активистами «Поры», является доверием и обменом опытом для взращивания «бархатной революции» в Азербайджане.

Фактически территория Азербайджана рассматривается Вашингтоном как плацдарм для размещения военных баз и в геостратегичком плане, возможного влияния на Иран.

Эстафета «бархатных революций», которую в случае невозможной смены власти в Азербайджане предпримет Вашингтон лишь усилит влияние внешнерегиональных сил в регионе. Влияние США в регионе позиционируется на фоне «охлаждения» российской внешней политики на Кавказе и «холодной войны» с Грузией, что фактически происходит «под сурдинку» договоренности между РФ и США о перераспределении интересов, касающихся как военно-политической сферы, так и сферы безопасности в системе межународных отношений.

Энергетическая безопасность на Каспии

Азербайджан и США совместно работают над реализацией энергетических проектов на Каспии и транспортировке нефти и газа на мировые рынки. Введение в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан соотвествует стратегическому сотрудничеству и укреплению защитных механизмов безопасности БТД со стороны Вашингтона. В энергетическом аспекте сотрудничества Баку и Вашингтона расматривается безопасность нефте- и газотранспортных коридоров, а диверсификация энергоресурсов создаст дополнительную независимость от российских источнов сырья.

Рассматривается возможность создания энергетического коридора Восток-Запад из Грузии, Азербайджана, Турции и возможно, Казахстана, в США, с целью укрепления безопасности и предложено военное сотрудничество для охраны энергопотоков. Намерение Вашингтона разместить военную базу в Азербайджане связано не только с подготовкой к иранской кампании, здесь преследуются самые различные стратегические интересы, в том числе обеспечение полного контроля над основным экспортным трубопроводом (Баку-Тбилиси-Джейхан), сообщает ИА "Азери-Пресс".

Однако, Азебайджан вскоре может считать достаточно самостоятельным игроком на рынке энергоресурсов, по словам вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Хошбахта Юсифзаде, в 2006 году добыча нефти достигнет 30 млн. тонн.

Российские компании, в частности, «ЛУКойл», отказавшейся участвовать в строительстве основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, а затем после продажи российской компанией своей доли наиболее успешно разрабатываемых месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ), еще рано сбрасывать со счетов. Данная компания (оператор международных проектов ОАО "ЛУКойл") и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заключили соглашение о кредите в размере 180 млн. долларов США сроком на 12 лет.

По мнению азербайджанской "Независимой газеты" , США рассчитывают все-таки на обеспечение своего военного присутствия в Азербайджане. От реализации этого военно-политического проекта зависят их планы в отношении Ирана и изменения диспозиции с Россией. Укрепление роли Вашингтона в регионе созвучно с парламентскими выборами в Азербайджане, и перетягивание каната в «зоне стратегических интересов» следует рассматривать как попытку возможной смены стратегического лидера в регионе.

Смена власти в Азербайджане, очевидно, рассматривается Вашингтоном как стратегия действий, рассчитанная на укрепление и открытое противодейстиве «недемократическим режимам» с открытым забралом, возможно, даже ценой поддержки, в том числе военной, антидемократического режима, который, по словам самого президента США, "является угрозой миру и стабильности в регионе".

Главред

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03048 sec