Оффшорное программирование в России поддержит Ближний Восток

02 августа 2005
Несмотря на поддержку правительства российским ИТ-компаниям непросто будет потеснить Индию на мировом рынке аутсорсинга. Учитывая, что реальную конкуренцию могут составить страны Центральной и Восточной Европы, а также Китай, необходимо искать надежных партнеров на рынках развивающихся стран.

Новые перспективы

Беспрецедентный за последние 15 лет рост внешнеполитической и экономической активности Российской Федерации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, динамизм экономико-интеграционных процессов в странах региона и осознание российским предпринимательским сообществом проблемы узости отечественного внутреннего рынка приводят к выводу о том, что в ближайшей временной перспективе (2–4 года) объем внешнеэкономического сотрудничества РФ со странами Ближнего Востока и Северной Африки неизбежно возрастет количественно и приобретет новые измерения.

Ни один другой регион мира за последнее время не удостоился столь интенсивного обмена государственными, политическими и экономическими делегациями, как между Ближним Востоком, Северной Африкой и Россией.

Отличительной особенностью складывающейся на сегодняшний день ситуации, однако, является то, что понимание выгод грядущего сотрудничества более ощущается на уровне отечественного политического руководства, а не бизнеса. Политическое лоббирование со стороны верхних эшелонов власти страны уже привело к заключению ряда достаточно крупных контрактов в Саудовской Аравии, Сирии, Египте, Алжире и Израиле, которые сосредоточены в традиционно сильных российских отраслях — нефтяной, газовой, гидротехнической и авиастроения. Между тем, потенциал и потребности как отечественных производителей, так и их ближневосточных партнеров далеко не исчерпываются перечисленными областями.

Попытки практически всех без исключения стран региона преодолеть грозящие вызовы (зависимость от нефтяных доходов, опасения истощения запасов нефти, переизбыток ликвидности в странах Залива, решение проблем безработицы и перенаселения и пр.) в понимании руководства этих стран связаны с необходимостью диверсификации и развитием технологически-ориентированных секторов национальных экономик.

Достижение этих целей, однако, сдерживается здесь целым комплексом объективных и субъективных причин и факторов, из которых одними из важнейших являются отсутствие необходимых трудовых ресурсов или квалифицированных местных кадров. Преодоление этого препятствия видится руководству этих стран в привлечении зарубежных компаний для работы на свою территорию и в создании совместных предприятий.

Российские преимущества

При неоднократно отмеченном сходстве происходящих в России и странах региона структурно-трансформационных процессов, следует признать, что в деле перехода на новые принципы функционирования экономики и бизнеса по отдельным аспектам Россия продвинулась намного дальше (прежде всего — в области осуществления приватизации и адаптации государственных институтов к работе в условиях рынка). В других сферах, например таких, как рынок капитала, организация внешней торговли, развертывание инфраструктуры поддержки бизнеса, создание свободных экономических зон и региональная интеграция, наоборот, страны Ближнего Востока и Северной Африки смогли опередить РФ.

Разумеется, проводя любые аналогии, не следует забывать о различиях в уровне социально-экономического, политического и административного уклада между РФ и странами региона, а также между самими ближневосточными государствами.

Идея взаимной дополняемости и совместного преодоления отставания от развитых стран, отвечающих интересам развития и РФ, и стран региона, таким образом, представляет собой новую основу для строительства отношений при переходе на следующий виток сотрудничества. Со своей стороны РФ уже подала государствам Ближнего Востока и Северной Африки достаточно сигналов своей готовности перейти к проведению более гибкой и прагматичной политики экономического сотрудничества, свободной от советского наследия, которые не остались не замеченными.

В общем контексте происходящих и намечающихся контактов звучащие обвинения в возврате к имперской модели отношений между более развитым Севером (Россией) и играющим на противоречиях холодной войны Югом (арабскими странами), поэтому, не кажутся обоснованными. Пресловутая сделка по продаже ракет «Искандер» Сирии, на самом деле — лишь одно из звеньев современного прагматичного подхода, который демонстрирует сегодня Россия во взаимоотношениях со старыми/новыми союзниками.

Реальная проблема, острота которой пока еще не проявилась в полном объеме, будет заключаться в качестве российского выхода на открывающийся рынок Ближнего Востока и Северной Африки. Отечественный бизнес вообще и, соответственно, при своем появлении на новой региональной площадке, представлен либо крупными, близкими к государству структурами, либо небольшими предпринимательскими инициативами.

Полноценное же сотрудничество должно подразумевать весомое присутствие всех секторов бизнеса на рынке, прежде всего — среднего, составляющего основную массу любой рыночной экономики. К сожалению, здесь, по всей видимости, наши бизнес-позиции в регионе будут прямо зависеть от решительности и самостоятельности основной массы российских предпринимателей.

Отсутствие развитой и многообразной системы государственной поддержки экспорта и расширения частного бизнеса, наверняка, будет главным сдерживающим фактором активного выхода на рынки стран региона. Кроме того, серьезной проблемой является эмбриональное состояние системы межбанковских соглашений и расчетов между РФ и странами региона.

Технологический прорыв

Вероятно, наиболее предпочтительным и перспективным с точки зрения установления прочных и взаимовыгодных отношений между российским бизнесом и его ближневосточными партнерами, если говорить о реальном закреплении на новом рынке, является технологическое сотрудничество. Прежде всего, потому, что ресурсное обеспечение региона недостаточно для строительства полноценных интегрированных экономик. Во-вторых, традиционные области сотрудничества — нефтегазовая, вооружения, энергетика, металлургия, в которых Россия еще со времен Советского Союза имеет достаточно прочные позиции — капиталоемки, высококонкурентны, а некоторые близки к насыщению.

Далее, в шкале приоритетов большинства стране региона вопросы дальнейшего технологического развития (страны Залива) или преодоления технологического отставания (Египет, Ливия, Тунис, Сирия, Иордания) занимают одно из первейших мест. И, наконец, предложение на рынок передовых технологических решений и овеществленных разработок, укрепляет позиции собственного технологического сектора. В этой области у отечественных компаний уже есть вполне очевидные достижения:

Российская группа компаний CBOSS — разработчик систем биллинга и других решений для операторов связи объявил в ноябре 2004 г. о подписании контакта с компанией Public Telecommunications Company — новым оператором сотовой связи, получившим лицензию на всю территорию Саудовской Аравии.

Дубайская компания Almasa Network Solutions, дистрибьютор сетевых и программных решений на Ближнем Востоке, с марта нынешнего года начнет распространять продукты компании Kaspersky Lab — разработчика решений в области безопасного управления контентом, на всей территории Ближнего Востока.

Петербургская компания Гиперметод в настоящее время разрабатывает систему электронного обучения специалистов атомной станции в Бушере, Иран.

Центр Речевых Технологий уже не один год успешно работает в Египте и других странах Ближнего Востока, поставляя продукты и IT решения, которые помогают правительствам этих стран более успешно бороться с преступностью и глобальном терроризмом.

Решение о строительстве биофабрики в рамках совместного предприятия по производству биогумуса и «Гумистара» (жидкого гуминового препарата) производства архангельской компании «ПИКъ» поддержало правительство Египта.

Продвижение отечественных технологических решений и разработок, наверное, могло бы оказаться значительно более эффективным, если бы технологические компании взяли на вооружение опыт крупных российских фирм, занимающихся параллельно с продажами и реализацией проектов в регионе подготовкой специалистов. Именно в этом сегодня нуждается большинство стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Более того, при выполнении достаточно масштабных проектов, в частности, нефтегазовых, подготовка местных специалистов составляет одно из условий договоренностей между участниками, как это было, например, в случае с ЛУКОЙЛом, к которому обратилось Министерство нефти Ирака с просьбой о расширении программы подготовки и повышения квалификации кадров для национальной нефтяной отрасли.

В 2005 году на объектах ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь пройдут стажировку в общей сложности 120 нефтяников из Ирака, на объектах ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть — 71. ЛУКОЙЛ также организует обучение 100 иракских студентов. В дополнение к 29 студентам, принятым в 2004 году, к обучению приступит еще 71 человек.

В любом случае, для успешной работы в странах региона средним отечественным компаниям необходимо делать ставку не столько на продажу готовых решений, сколько на расширение своего физического присутствия на местных рынках. Наши ближневосточные партнеры значительно больше заинтересованы в развитии собственной ресурсной базы, именно поэтому для компаний, желающих разместить разработку и производство в этих странах, предусмотрена целая система льгот и преференций. Сюда входят и свободные зоны, и значительное облегчение налогового бремени на достаточно длительный период времени, и облегчение доступа к инфраструктуре, и к финансовым ресурсам.

Нельзя сбрасывать со счетов также и такой фактор как наличие мощной когорты лиц, симпатизирующих России либо благодаря семейным связям, либо полученному образованию. По некоторым данным общее число таких лиц в странах Ближнего Востока и Северной Африки сегодня составляет около 100,000 человек. В сочетании со все возрастающей численностью российской диаспоры (русскоязычная колония только в ОАЭ насчитывает около 15,000 человек) потенциал этой прослойки кажется чрезвычайно перспективным, хотя и учитывается далеко не в полной мере.

По всей вероятности, отечественный бизнес не останется безучастным к попыткам высшего руководства страны проложить более широкую дорогу на новые рынки Ближнего Востока и Северной Африки. Для средних российских технологических компаний здесь могут открыться те возможности для роста и расширения, которые недоступны или совсем закрыты на рынках развитых стран.

Замедлившийся в последнее время рост отечественного бизнеса вполне может вновь прийти в движение, если ему удастся перевести в русло практических дел уникальное совпадение целей и задач, стоящих как перед российской экономикой, так и экономиками стран ближневосточного региона.

Наиболее значимые события в двусторонних отношениях между РФ и странами Ближнего Востока и Северной Африки в период 06.2004–04.2005 гг.

26–27 мая 2004 г
визит Президента Египта Хосни Мубарака в Россию

28–30 июня 2004 г.
проведение 1-ой Международной промышленной выставки российских и арабских производителей в Москве

03–04 сентября 2004 г.
визит короля Иордании Абд Аллаха II в Москву

сентябрь 2004 г.
создание российско-сирийского и российско-ливанского комитетов Российско-Арабского Делового Совета

28–30 ноября 2004 г.
Визит Премьер-министра М. Фрадкова в Египет

ноябрь 2004 г.
списание 92–93% иракского долга

10–11 декабря 2004 г.
посещение Министром финансов РФ. А. Кудриным «Форума дня будущего» стран Большого Ближнего Востока и Северной Африки

24–25 января 2005 г.
визит Президента Сирии Башара Ассада в Россию и списание US$9.8 млрд. сирийского долга

февраль 2005 г.
Визит делегации российского ТЭК во главе с руководителем Федерального агентства по энергетике Сергеем Оганесяном в Саудовскую Аравию

07–10 февраля 2005 г.
визит Президента ТПП. Е. Примакова в Ливан, Сирию, Иорданию и создание российско-иорданского делового совета

27–28 марта 2005 г.
визит главы ОАО «Газпром» в Египте

28–30 марта 2005 г.
визит Председателя Совета Федерации С. Миронова в Египет и Алжир

02–04 апреля 2005 г.
визит главы межгосударственной российско-сирийской комиссии, Министра регионального развития РФ. В. Яковлева в Сирию

24 апреля 2005 г.
заседание российско-египетского торгового комитета во главе с Министром промышленности и внешней торговли Египта Рашидом Мухаммадом Рашидом

27–28 апреля 2005 г.
первый в истории визит Президента РФ. В. В. Путина в Египет, Палестину и Израиль

Каждый из официальных визитов либо немедленно, либо с небольшим временным лагом завершался достижением вполне конкретных и весьма значимых результатов: списанием задолженности, подписанием крупных соглашений в области нефте- и газодобычи, строительством газопроводов, космоцентра и т.п.

В целом, однако, товарооборот между РФ и странами арабского региона пока еще крайне низок, а импорт из стран арабского региона остается на минимальном уровне, причем основной товаропоток из России, структура которого зачастую определяется межгосударственными соглашениями, составляют изделия из стали, металлическая проволока, продукты деревообработки и бумага.

Тем не менее, на сегодняшний день складывается ощущение российского «предпрорыва» на ближневосточном направлении. Такой давно ожидаемый и благоприятный для РФ поворот в отношениях с этим регионом, несомненно, приведет к появлению новых бизнес-реалий.

Павел Гулькин

CNews.Ru

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.02987 sec