Проблемы с шаттлом и российско-американское космическое сотрудничество

29 июля 2005
Политический обозреватель РИА «Новости» Андрей Кисляков.

По всей видимости, полет «Дискавери» стал в обозримом будущем последним для американской многоразовой транспортной системы «Спейс Шаттл». Руководство НАСА, просмотрев фотоснимки, запечатлевшие, как от внешнего топливного бака орбитальной ступени оторвался кусок теплоизоляционного покрытия, приняло решение приостановить все полеты челноков на неопределенный срок.

«Мы не сможем лететь, пока не будет устранена опасность, - заявил руководитель программы «Спейс Шаттл» Билл Парсонс. Пока мы не будем готовы, мы не полетим, - констатировал он. – Я не знаю, когда это может произойти. Мы только приступили к анализу ситуации».

Действительно, сегодня пока рано говорить о технической стороне дела: анализ фотографий, сделанных экипажем Международной космической станции (МКС) во время ожидаемой 28 июля стыковки шаттла с орбитальным комплексом с большой долей вероятности позволит оценить состояние «Дискавери» и, может быть, назовет причины повторяющегося отрыва теплоизоляции, угрожающей безопасности корабля.

Однако сегодня уже можно оценить перспективы российско-американского сотрудничества по программе МКС, учитывая неясность судьбы шаттлов в целом.

Программа МКС – крупнейшая на сегодняшний день в области пилотируемой космонавтики - опиралась на транспортное обеспечение американских шаттлов и российских «Союзов». При этом, изначально габариты многих сегментов комплекса, в частности, российский перспективный многоцелевой лабораторный модуль ФГБ-2, планировались именно под доставку американскими «челноками».

Катастрофа корабля «Колумбия» два с половиной года назад почти полностью заморозила всю программу МКС, сведя деятельность сокращенного экипажа из двух человек к элементарному поддержанию работы станции в единственно приемлемом для нее пилотируемом режиме.

При этом, вся нагрузка по ротации экипажей и снабжению легла на российские пилотируемые корабли «Союз» и автоматические транспортники «Прогресс».

Ситуация осложнялась еще и тем, что, с окончанием текущего года заканчиваются и контрактные обязательства России по доставке на борт МКС американских астронавтов. Следовательно, начиная с января 2006 года, нашим партнерам придется платить за места на «Союзах», если они решат воспользоваться российским кораблем. А они, исходя из реалий сегодняшнего дня, непременно захотят.

Как признал директор НАСА Майкл Гриффин, без России, США не смогут эффективно использовать орбитальный комплекс. И не только из-за технических неполадок с «Дискавери».

Проблема в том, что американский «Закон о нераспространении ракетных технологий» в отношении Ирана от 2000 года запрещает НАСА осуществлять платежи Роскосмосу или обмен товарами и услугами с ним по программе МКС до тех пор, пока американская администрация не убедит Конгресс, что из России не происходит утечек ракетных технологий в Иран.

Похоже, американцы понимают слабость челноков. И в тоже время демонстрируют приверженность программе МКС. Поэтому Майкл Гриффин и госсекретарь Кондолиза Райс в середине июля направили американским законодателям письмо с просьбой внести поправки к упомянутому закону.

Если они будут приняты, то российско-американское сотрудничество по программе МКС сможет развиваться на коммерческих началах. А российская космическая отрасль будет избавлена от чрезмерных финансовых нагрузок по обеспечению МКС, которые ей пришлось нести после катастрофы «Колумбии».

Если нет, то России придется переосмысливать свои планы в области пилотируемой космонавтики. Однако Россия и США как две ведущие космические державы, обречены на сотрудничество.

РИА "Новости"

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04277 sec