США против финансов террористов. Позднее начало

24 июля 2005
A A A


До терактов 11 сентября 2001 года США прилагали ничтожно мало усилий к борьбе с финансированием террористов, сообщается на сайте Washington ProFile. До 1985 года в структуре американской власти даже не было органа, на который была возложена подобная функция. Усилия в этом направлении часто малоэффективны из-за бюрократических проволочек. В 1985 году подобные задачи стал выполнять Совет Национальной Безопасности США (National Security Council). В конце 1980-х и в 1990-е годы, после серии громких терактов, внимание к этой проблеме было повышено, однако задача борьбы с финансовыми потоками террористов была распределена между многими государственными агентствами: к примеру, ЦРУ (CIA) и Госдепартамент (State Department) вели подобную работу за пределами США, а ФБР (FBI) и Министерство Юстиции (Department of Justice) - внутри страны. Уровень знаний по этому вопросу иллюстрирует следующий факт: в Докладе Комиссии Конгресса США о Расследовании Причин Терактов 11 сентября 2001 года (9.11 Commission Report) указано, что в 1997 году ЦРУ считало Бен Ладена "спонсором экстремистов". Первой террористической структурой, за которой США установили финансовую слежку, была "Аль Каеда". Это произошло в 1996 году и потому, что тогдашний Советник Президента США по Национальной Безопасности считал терроризм серьезной угрозой. В результате ЦРУ получила возможность организовать специальную группу оперативников, отслеживавшую транзакции Бен Ладена. В 1998 году, после взрывов американских посольств в Кении и Танзании, была создана особая межведомственная группа, в которую вошли представители ряда заинтересованных ведомств. Любопытно, что ФБР тогда в этой работе не участвовало. В 1999 году президент США впервые издал указ, которым замораживались активы террористической организации (это была "Аль Каеда"). В 2000 году был впервые создан особый центр, перед которым была поставлена задача отслеживания финансовых потоков иностранных террористических структур. Показателен еще один момент: до недавнего времени в США не существовало закона, который позволял вести борьбу с финансовыми потоками террористов. До 2001 года правоохранительные органы страны применяли для этой цели Закон о Международной Экономической Политике в Критических Условиях (International Emergency Economic Policy Act) 1977 года, согласно которому США могли замораживать активы организаций и частных лиц, которые признаны угрожающими безопасности США, вводить экономические санкции и пр. Этот закон неоднократно применялся в отношении стран, подозревавшихся в спонсировании террористических структур, например, США заморозили активы Ирана, Ливии, Судана и Талибана (в последнем случае было заморожено около $250 млн.). При этом, как выяснилось позже, множество международных организаций, признанных Госдепартаментом США террористическими, легально и полулегально действовали в США. Значительное число террористов, считающихся наиболее опасными, имели опыт американской жизни. К примеру, в США жили, учились и работали Айман Завахири, ближайший помощник Усамы Бен Ладена, лидер организации "Египетский Исламский Джихад"; Али Мохаммед, считавшийся военным руководителем "Аль Каеды", который служил в спецподразделениях ВС США; Шейх Омар Абдул Рахман, глава египетской "Джамаа Аль-Исламия", осужденный за подготовку взрывов американских мостов и тоннелей; Халид Мишаль и Муса Абу Марзук, лидеры организации "Хамас", основавшие в США ряд исламских исследовательских центров; Рамадан Абдулла Шаллах, лидер "Палестинского Исламского Джихада", который долгое время работал профессором в Университете Южной Флориды; Кази Хуссейн Ахмед, лидер пакистанской "Джамаат аль-Исламйия" и другие. Правоохранительная система США неоднократно демонстрировала свою беспомощность. Так, например, полиция трижды арестовала Кази Хуссейна Ахмеда в связи с тем, что он самовольно продлял срок своего пребывания в США. Каждый раз мусульманские организации вносили за него залог и он оказывался на свободе. Последствий это не имело - пакистанец перешел на нелегальное положение и без проблем прожил 13 месяцев в Нью-Йорке, готовя серию террористических атак, которые удалось предотвратить буквально в последний момент. Исламисты использовали все легальные методы для проникновения на территорию США. Они женились на американках, приезжали к родственникам, получали рабочие визы, работодателями становились "сочувствующие" фирмы, приезжали для чтения лекций и проведения научных исследований в многочисленных исламских организациях, приезжали по приглашению мусульманских общин. Как выяснилось, американские спецслужбы практически не имели агентов в этой среде. По неподтвержденным сведениям, в 1990-е - начале 2000-х годов в США было собрано примерно $4 млрд., которые шли на финансирование исламистских террористических организаций. Средства собирались как открыто, так и под видом помощи беженцам, детям, студентам из мусульманских стран. В дальнейшем эти деньги, проходя через многие руки, оказывались у экстремистов в Чечне, Кашмире, Афганистане, Палестине. Фактически, террористическая атака на США, совершенная 11 сентября, была совершена на американские деньги. Основой тактики войны против финансирования международного терроризма сразу же после событий 11 сентября 2001 года стало целенаправленное применение жестких санкций против террористов и их спонсоров. Указ номер 13224, подписанный президентом США Джоржем Бушем 24 сентября 2001 года, ставил перед США цель обнаружения террористических организаций, их финансистов и сообщников. В результате, банковские счета, капиталовложения и иные источники дохода, принадлежавшие террористическим организациям, оказались замороженными или блокированными. Применение подобных мер может производиться даже в случае, если подозреваемые не нарушали никаких норм криминального или гражданского права. В данном случае для замораживания счетов или других активов нужно лишь наличие достаточного основания для подозрения в поддержке, оказываемой террористам. Американским гражданам и организациям также запрещено вести деловую деятельность или заключать какие-либо сделки с контрагентами, которые предположительно имеют какую-либо связь с террористическими организациями. Ряд государственных агентств создали особые структуры, призванные бороться с финансированием террористов. Кроме того, был список спонсоров террористов, которых США рассчитывают разыскать. Согласно данным, приводимым помощником министра финансов США Хуаном Карлосом Зарате (Juan Carlos Zarate) в статье "Разорение Террористов" (Bankrupting Terrorists), опубликованной в журнале Economic Perspectives, после вступления данного указа в силу 383 юридических и физических лица были привлечены к ответственности, а их счета и активы заморожены. Сразу же после событий 11 сентября 2001 года Конгресс США принял известный Закон "Патриот" (Patriot Act), в котором также было уделено внимание борьбе со спонсорами террористов. Основное внимание в данном законе было уделено усовершенствованию законодательных механизмов борьбы с отмыванием денег. Споры об эффективности закона в США продолжаются до сих пор. Его противники утверждают, что хотя закон имеет положительные аспекты, тем не менее банки и иные финансовые структуры не в состоянии самостоятельно без государственной поддержки эффективно выполнять положения закона из-за отсутствия у них разведывательной информации. Противники данного закона утверждают, что возможно, было бы более целесообразным вместо этого расширить разведывательную сеть США по всему миру. Ныне в США борьбой с финансированием террористов занимаются многие структуры, например Госдепартамент, Министерства Финансов, Юстиции, Обороны, Национальной Безопасности и Обороны, а также службы разведки и охраны правопорядка. Процесс начинается с анализа денежных переводов, совершенных лицами, подозреваемыми в террористической деятельности, а также их спонсоров (эту информацию предоставляют спецслужбы). Определяются конкретные источники финансирования. После этого происходит межведомственная встреча с целью определить все возможные методы уничтожения нелегальной финансовой сети. Министерство Финансов (Department of Treasure) идентифицирует лица или группу лиц, замораживает их счета и активы, находящиеся в США. По всему миру замораживаются счета представительств и филиалов корпораций, контрольный пакет акций которых находится под контролем граждан США, заподозренных в финансировании террористов. Министерство Юстиции (Department of Justice) или Федеральное Бюро Расследований (Federal Bureau of Investigation) проводит соответствующее расследование и в случае подтверждения подозрений привлекает спонсоров терроризма к ответственности. На долю Госдепартамента выпадает роль разработки стратегии для получения международной поддержки - от иных государств или международных организаций. Достоянием гласности стали немногие истории успешной ликвидации финансовой сети террористов. К примеру, в 2002 году США внесли в список спонсоров терроризма филиалы благотворительной организации "Аль Харамейн", находящиеся в Сомали и Боснии. В 2004 году к списку были добавлены еще 9 филиалов данной организации. Деятельность этой структуры на территории США и ряда иных стран была остановлена. Впоследствии выяснилось, что на средства этого фонда был профинансирован теракт на курортном острове Бали. В результате, 80 сотрудников "Аль Харамейн" были арестованы, 33 из них были осуждены индонезийскими судами, в том числе, трое были приговорены к смертной казни. Одной из самых известных историй, связанных с незаконной финансовой деятельностью и поддержкой террористических группировок, является "сигаретное дело". С 1996 по 2000 год группа жителей США, аффилированных с организацией "Хезболла", использовали огромное количество наличных денег для приобретения сигарет в штате Северная Каролина, где налог на одну пачку сигарет составлял 5 центов. Общая сумма сделки составила $8 млн. После этого они перепродали всю партию сигарет в штате Мичиган, где налог составлял 75 центов. Уклонившись от налогов, преступники прикарманили разницу в цене сигарет, которая по приблизительным оценкам составила $1.5 млн. Часть этих средств была переведена "Хезболле". Однако многие эксперты указывают (например, подобные оценки приведены в исследованиях Совета по Внешней Политике - Council for Foreign Relations), что борьба с террористическими деньгами завязла в бюрократической волоките, функции многих организаций пересекаются, обмен информацией производится плохо. В структуре государственной власти США до сих пор нет чиновника, управляющего подобной деятельностью в масштабе страны. Кроме того, одна страна мира априори не в состоянии успешно бороться с неформальной финансовой сетью, оперирующей в масштабах всей планеты.
Источник: Новости Америки

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.