Ревность по-московски и по-вашингтонски

22 июля 2005
Итоги визита в США премьер-министра Индии Манмохана Сингха, без сомнения, вызовут ревность тех "политических животных" в России, которые живут давно ушедшими представлениями об окружающем нас мире. По их понятиям – или застарелым инстинктам – Москва должна создавать блок, альянс, союз, лагерь стран, противостоящих Америке. И, естественно, Индия – как и Китай, то есть две страны, уверенно идущие к мировому лидерству в ближайшие 20-30 лет – наиболее желанные для России участники такого альянса.

В согласии с этой устаревшей логикой, итоги визита Манмохана Сингха в Вашингтон для России должны быть неприятны. Действительно, США предлагают Индии сотрудничество в сферах, где российско-индийское партнерство особенно перспективно для Москвы: ядерной энергетике, и поставках современных систем вооружений.

И это при том, что Индия в 1998 году стала ядерной державой, элегантно обойдя Договор о нераспространении ядерного оружия (который она не подписывала, а поэтому и не нарушала – не говоря о том, что разработала это оружие сама, против чего Договор бессилен). Северная Корея сделала в этом плане куда меньше, как, впрочем, и Иран.

Более того, московские ревнивцы с мышлением из прошлой эпохи наверняка должны обеспокоиться тем, что дружба США и Индии очевидно направлена против Китая, и против активно стимулируемого Москвой взаимодействия между Дели и Пекином.

Но в том-то и дело, что с такой психологией нечего делать в сегодняшнем мире, который не выстраивается по принципу "мы против вас". Когда Москва и Дели (как и Москва и Пекин) заявляют о полном взаимопонимании и общей политической философии, то понимать это надо именно буквально. Россия понимает, что глупо думать, что страна таких размеров, как Индия или Китай, будет зависеть только от одного поставщика ядерных или военных технологий. И вообще гораздо лучше дружить с сильной державой, у которой есть свои интересы – кстати, понятные Москве и близкие российским интересам – чем с изолированным, слабым, зависимым государством.

И если говорить только о коммерческой стороне дела, монополизация рынка сбыта – если бы даже она была возможной – вредна как для российской атомной энергетики, так и для российских разработчиков вооружений. Москва, например, заявляла на самом высоком уровне, что возможное снятие эмбарго ЕС на поставки вооружений Китаю ее не пугают, такой ход событий следует воспринимать как стимул к развитию своей военной отрасли, а не как несчастье. То же относится и к рынку вооружений Индии.

Индия – страна умной дипломатии. Можно напомнить, что до поездки премьера Индии в Вашингтон была поездка министра иностранных дел этой страны Натвара Сингха во Владивосток, на встречу с коллегами из России и Китая. Это – не противоположная вашингтонскому визиту внешняя политика, а часть той же политики Дели. В Москве знают, что Индии ни к чему, если ее, как гласит недавняя передовая "Вашингтон пост", использовать по принципу "как растущая азиатская сверхдержава Индия может служить противовесом Китаю" (As an emerging Asian superpower, India may serve as a counterweight to China.)

Политическое мышление России, как и Индии и Китая, исходит из простой реальности – что как в своем регионе, так и на глобальном уровне каждая страна должна нести свою долю ответственности за мировой порядок. Вспомним становящийся, кажется, с каждым днем все более знаменитым саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане 5 июля. Знаменит он потому, что в итоговом документе предлагает США внести ясность в сроки пребывания военных баз США и НАТО в Средней Азии. Китай и Россия – члены ШОС, Индия на упомянутом саммите стала наблюдателем организации.

Что означает этот демарш ШОС? По оценке близкого к российским правительственным структурам источника, в этом разделе коммюнике отражена озабоченность прежде всего среднеазиатских членов ШОС тем, что дела в Афганистане идут плохо, он вновь превращается в источник наркоугрозы и угроз политической стабильности – а скоординированной с США или НАТО политики по общей борьбе с этим угрозами все нет. Тогда зачем держать в регионе базы? То есть призыв ШОС – это не вызов (вызовы вообще бросать глупо, и не только в политике), а настоятельное приглашение к разговору стран, имеющих в регионе интересы, озабоченности, возможности – и ответственность. Никто не борется с Америкой и не вытесняет США из Азии. Наоборот, США приглашают к взаимодействию в Азии. В том числе и с растущими мировыми державами – Китаем, Индией, Россией, чье влияние в регионе растет.

В Вашингтоне только сейчас, с заметным запозданием, наблюдается реакция на эту реальность – и реакция не вполне адекватная. Это если судить по недавней резолюции палаты представителей, которая ничего, кроме "обеспокоенности" документом ШОС, не смогла высказать.

Можно заметить, что ревность Вашингтона по поводу действий Москвы (или Дели, или Пекина) в Азии настолько же неуместна и бесперспективна, как и несуществующая ревность Москвы в отношении индо-американского сотрудничества.

РИА Новости

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03397 sec