Вершбоу: спокойным тоном в неоригинальной форме

Вершбоу, посол США

13 июля 2005
A A A


Американский посол Вершбоу, наконец, отреагировал на решение "шанхайской шестерки" уточнить сроки вывода американских баз из Центральной Азии. Точнее, из Узбекистана, МИД которого на прошлой неделе окончательно определил свою позицию в ноте посольству США; и Киргизии, которая сначала не совсем внятно, а теперь вполне определенно выразилась о постепенном выводе американцев из Манаса. Завершающий свое пребывание в России г-н Вершбоу тон избрал спокойный, а формулу – не оригинальную… По сути, он повторил г-на Маккормака, представителя госдепа, который вскоре после казахстанского саммита ШОС заявил, что вопрос с базами будет решаться на двусторонней основе. Так как их статус на двусторонней основе и зафиксирован. Диапазон вероятных решений был несколько расширен пресс-секретарем Пентагона г-ном Де Рита, который недавно обмолвился о том, что "если с базами будут проблемы", то у американцев есть "альтернативные площадки". Пока известно, что американские базы – и уже не на временной, а на постоянной основе – будут стоять в Афганистане. И это как нельзя лучше характеризует градус тамошней демократии, которая без вспомогательных войск протянет гораздо меньше, чем некогда привезенный нами на афганскую землю социализм. Все это оставляет своеобразное впечатление. Вывод первый: в регионе сложилась новая ситуация и система коммуникаций между старыми и новыми центрами власти изменилась. Вывод второй: нарочитое спокойствие американцев – главное свидетельство их тактического поражения в отношениях с ключевыми постсоветскими режимами региона. По всему видно, как не хотят США увеличивать громкость этой темы (а она этого, безусловно, заслуживает) и всеми силами пытаются замять сенсацию в тихих, кулуарных выяснениях на "узкой тропочке" двусторонних отношений. Ясное дело, что "третий лишний" в этом готовящемся выяснении – это мы, это Россия. Нет сомнения, что кой-какие убойные аргументы для "перезревшего", по мнению американцев, г-на Каримова и "свежеизбранного" г-на Бакиева у них найдутся. И нет никаких гарантий того, что наши вновь обретенные союзники смогут сохранить твердость и довести до конца дело с засидевшимися гостями. Г-н американский посол сказал о главном: по его мнению, наличие баз под боком у Ташкента и Бишкека выгодно местным режимам в силу обеспечения их безопасности. Это очень интересная точка зрения, но, к сожалению для американцев, дискуссионная. Г-н Каримов и находясь в Москве, и выступая на саммите в Астане, не особо маскировал свое предположение, что неприятности в Узбекистане начались после, а не до решения Ташкента ограничить пребывание американских военнослужащих в Ханабаде. В общем, ни для кого не секрет, что американцы пришли в Центральную Азию не за одним Афганистаном, в котором тоже могут созреть предпосылки (если уже не созрели) для аналогичного решения. Но там отступать некуда, так как г-ну Карзаю, в этом случае, придется возвращаться к занятию мелким американским бизнесом, от чего он, без сомнения, отвык. Поэтому также тихо американцы ведут переговоры с "умеренными" представителями Талибана и не исключено, что многих талибов мы увидим на приличных официальных постах в Афганистане после выборов 18 сентября. Как сейчас, вероятно, невозможно найти человека, который уговорил талибов расстрелять священные статуи Будд в Бамиане, так весьма сложно понять, что движет американцами, по сути, реанимирующими фрагмент организации, к которой слово "умеренный" также применимо, как слово "ограниченный" - к ядерной катастрофе. Вывод один: или у них там, в Афганистане, ничего не получается, или они уже сильно пожалели, что избавили от талибской угрозы мягкое "подбрюшье" постсоветского пространства. И готовы все начать сначала. Многие еще помнят, что советский ввод войск в Афганистан не в последнюю очередь мотивировался намерениями США разместить там военные базы, на что тайно согласился тогдашний правитель Амин. Сейчас, конечно, другое время, и отношения США и России совсем другие. Тем не менее, базы в Афганистане – это возможность присматривать за каспийской нефтью, Россией, нависать над Ираном и Китаем. И еще одно: пока действия войск коалиции никак не сказались, вернее, шли параллельно с резким расширением наркотрафика, выправленного в нашу сторону. Если американские базы будут заложены там для сохранения такого статус-кво – это более чем странное поведение союзника. Кроме того, этот союзник, то есть американский конгресс, уже заявил, что "авторитарная Россия" представляет собой "угрозу молодым демократиям региона", и противодействие ей является одним из приоритетов американской политики. Ну, конечно, парламент есть парламент, конгрессмены любят этот политический армрестлинг. Но, почему-то, в это "противодействие" верится сразу и бесповоротно (правда не понятно, где они там обнаружили "молодые демократии"). Тем более, что региону Америкой давно обещана "трансформация местных недемократических режимов" (запутались, какие там вообще режимы существуют). В это, кстати, верится – и особенно региональному руководству – тоже сразу и без подсказок. Обрушившись с тотальной и унизительной критикой на г-на Каримова, Запад старательно делает вид, что узбекский президент столкнулся с мирным населением и интеллигентными местными "спсовцами", а не теми "силами зла", уничтожать которые призывали гуманные западные державы. Уместно ли вспоминать, но г-н Блэр даже внутреннего парламентского расследования последних терактов не хочет, чтобы "не отвлекаться от главных задач", а Ташкент пропустили через мясорубку, когда он отказался от расследования международного. Конечно, скажут – несравнимые величины, Англия и Узбекистан, а почему? Если обе трагедии имеют общие знаменатели – терроризм? Пострадало мирное население? В Ираке, по подсчетам организации Международная Аспирантура, за время американской операции погибло 40 000 мирных жителей – 40% от общего числа людских потерь. Комментарии излишни. Не так давно влиятельная английская газета "Файненшнл Таймс" объявила в заголовке одной из статей, что "Вашингтон не нуждается в Узбекистане, как в союзнике". И резонно посоветовала американцам, увлекшимся "азиатской" конкуренцией, "оставить" проблемы региона Москве. Заварив кашу в ЦА, на Западе начинают понимать: управляемого конфликта здесь не получается. Получается неуправляемый. Но выводы делают странные. Усвоив эту методу, можно предположить: когда-нибудь Москве все равно придется "возвращать" и узбекские, и молдавские, и грузинские, и даже украинские проблемы (такжикские и киргизские уже сами вернулись). Так зачем мутить воду в регионе, затевать конкуренцию и реанимировать "врагов своих друзей"? К.ф.н. С. Бубнов
Источник: НИГ: Политика

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.