Московский визит Кочаряна свидетельствует об углублении армяно-российского сотрудничества в сфере безопасности

23 января 2003
Сергей Благов

Недавний визит президента Армении Роберта Кочаряна в Россию свидетельствует об углублении стратегических отношений между Ереваном и Москвой. Эта тенденция вынудила некоторых аналитиков задаться вопросом о возможных изменениях военно-стратегического баланса на Кавказе.

Главной целью визита Кочаряна 16-18 января было подписание соглашения о сотрудничестве в военно-технической области, углубляющего уже существующие тесные стратегические отношения. Кроме того, Кочарян и российский президент Владимир Путин подписали несколько соглашений в области экономики и культуры. Лидеры двух стран выступили также с Совместным заявлением по Нагорному Карабаху, повторив призыв к мирному урегулированию конфликта, а также дали обещание не терять бдительности в борьбе против международного терроризма.

Во время совместной пресс-конференции Путин выразил свою крайнюю удовлетворенность двусторонними отношениями и лично Кочаряном, сказав, что «под его [Кочаряна] прямым непосредственным руководством нам удалось выйти на новый качественный уровень взаимодействия между двумя государствами». Кочарян, между тем, охарактеризовал стратегическое присутствие России в Армении как «сильный стабилизирующий фактор». Он добавил, что недавняя передислокация ряда российских военных подразделений из Грузии в Армению «не повлияет на ситуацию в регионе».

Кочарян подчеркнул также, что Армения и Россия намерены углубить стратегическое партнерство в рамках Договора о коллективной безопасности СНГ, которое «не было направлено на третьи страны».

Некоторые московские наблюдатели отметили, однако, что азербайджанские и грузинские представители не согласны с оценкой Кочаряном геополитической ситуации на Кавказе. Например, представители азербайджанского минобороны сказали британскому послу 14 января, что наращивание Арменией своих вооруженных сил является потенциальной угрозой для строительства трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», – сообщило агентство «Туран».

Такого рода озабоченность вынуждает наблюдателей задать вопрос, не затруднит ли углубление армяно-российских отношений в области безопасности поиск мирного урегулирования в Карабахе. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight].

В укреплении двусторонних отношений заинтересованы как Ереван, так и Москва. Имея под боком двух враждебно настроенных соседей – Турцию и Азербайджан, Армения рассчитывает на решающую политическую и экономическую поддержку России. Армения, со своей стороны, выступает с безоговорочной поддержкой геополитического курса России на Кавказе.

Армения традиционно является самым близким союзником России на Кавказе. В 1997 г. Страны подписали всеобъемлющий Договор о дружбе, согласно которому они обязались оказывать взаимную поддержку в случае возникновения военной угрозы для любой из сторон. Договором предусмотрено также патрулирование российскими пограничниками границы Армении с Турцией и Ираном.

Визит Кочаряна в Москву имел и внутриполитическую подоплеку: он состоялся за месяц до президентских выборов в Армении. Неудивительно, что некоторые из соперников Кочаряна заявили, что главной целью президента было заручиться поддержкой Путина на собственных перевыборах.

Предвыборная кампания официально началась 21 января, и Кочарян явно лидирует на фоне целой команды других претендентов. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. «Должно быть сделано все, чтобы обеспечить прозрачные, справедливые и демократические выборы», – сказал Кочарян 20 января агентству «Арминфо».

Оппозиционные политические силы в своих заявлениях, опубликованных 16 января, обвинили Кочаряна в том, что он оказывает давление на Центральную избирательную комиссию и манипулирует государственными СМИ. На освещение средствами массовой информации хода предвыборной кампании было обращено самое пристальное внимание после убийства 28 декабря Тиграна Нагдаляна, руководителя государственной Общественной телерадиокомпании Армении. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight].

Кочарян отрицает, что контролируемые государством СМИ выступают на его стороне в предвыборной кампании. Он подчеркнул, что по закону о выборах СМИ обязаны освещать в равной мере предвыборные кампании всех кандидатов на пост президента.


Источник: Eurasianet от 22.01.2003

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03739 sec