«Север–Юг» пока не конкурент «Восток–Западу»

24 декабря 2003
Благодаря прессе о международном транспортном коридоре (МТК) «Север – Юг» известно достаточно много. Но при этом информация о МТК «Восток – Запад», также проходящем через территорию Ирана, практически отсутствует.

Между тем глава секретариата МТК «Север – Юг» Мохаммад Атрчиян в связи с проблемой транзитных перевозок через Ирак отметил исключительно высокую роль МТК «Восток – Запад» в решении этого вопроса. Коснувшись проблемы транзита через Афганистан, он заявил, что основная часть транзитных перевозок через территорию Ирана осуществляется в рамках транспортных коридоров в северном и южном направлениях, то есть по коридору «Север – Юг».

Правда, Мохаммад Атрчиян свое утверждение никакими конкретными аргументами не подкрепил. В связи с этим приведем только некоторые данные, которые опровергают заявление о большой роли МТК «Север – Юг» в транзитных перевозках через территорию Ирана.

Исполнительный директор ирано-индийской судоходной компании Голамхосейн Гольпарвар заявил, что за полтора года (21.03.2002 г. – 22.09. 2003 г.) судами этой компании было перевезено 5 733 контейнера, из которых только 272 контейнера было перевезено транзитом из Индии в Россию.

Эта судоходная компания считается основным морским перевозчиком в рамках МТК «Север – Юг». Компания обеспечивает морские и наземные транзитные контейнерные перевозки от порта Мумбаи (Индия) до Москвы или обратно. При этом клиентам предоставляется сквозной тариф.

В настоящее время международные транспортные коридоры имеют огромное значение для экономики Ирана. Считается, что доход Ирана от реального транзита (без учёта импорта нефти по схеме замещения) одного миллиона тонн грузов составляет, как минимум, 100 – 125 млн. долларов США. В связи с этим для правительства и контролирующих органов Ирана важны вес, стоимость и расстояние, на которое перевозились транзитные грузы, а по какому из двух МТК осуществлялись эти перевозки не важно. Тем более что на некоторых важных направлениях транзитных перевозок, например, Бендер – Аббас – Мешхед, маршруты и транспортная инфраструктура этих коридоров совпадают.

Сторонами соглашения о МТК «Восток – Запад» являются 10 государств – членов Организации экономического сотрудничества (ОЭС): Иран, Турция, Пакистан, Афганистан, Азербайджан и пять республик Центральной Азии. Датой создания этого коридора считается 14 мая 1996 г., когда были введены в строй железная дорога Мешхед – Серахс (Иран) – Серахс – Теджен (Туркмения) и станция перестановки колёсных пар в г. Серахс (Иран) на ирано-туркменской границе. Благодаря этой железной дороге бывшие советские республики Центральной Азии получили альтернативный (в обход России) железнодорожный путь для экспорта своих товаров через территории Ирана и Турции. Программа строительства новых железных дорог этого коридора координируется Специальным комитетом по вопросам железнодорожного транспорта ОЭС (в Стамбуле), поэтому большая часть новых железных дорог Ирана (в том числе строящихся) имеет прямое отношение к международным транзитным перевозкам.

По официальным данным, в 1381 иранском году (21.03.2002 г. – 20.03.2003 г.) через станцию Серахс (в обоих направлениях) проследовало 1 650 тыс. тонн грузов. При этом на станцию из Туркмении прибыло 600 тыс. тонн импортных и 700 тыс. тонн транзитных грузов (всего 25 954 вагона), а из Ирана в Туркмению было отправлено 350 тыс. тонн (всего 9 364 вагона) экспортных и транзитных грузов. Всего в 1381 г. железнодорожным транспортом Ирана (с учётом железнодорожных перевозок в/из Турцию и Пакистан) было перевезено около 1 млн. тонн грузов. Программа железнодорожных перевозок на 1382 г. (21.03.2003 г. – 19.03.2004 г.) предусматривает перевозку 1 750 тыс. тонн транзитных грузов.

Для сравнения, всего в 1381 г. на таможне Ирана было зарегистрировано 4 137 тыс. тонн транзитных грузов, в том числе 1 млн. тонн железнодорожных грузов, 1 млн. тонн нефти по схеме замещения (которая на самом деле через Иран не перевозилась) и более 2 млн. тонн автомобильных грузов. Как известно, основными направлениями автомобильных транзитных перевозок в Иране являются восточное и западное направления, а не северное и южное.

Международный транспортный коридор «Север – Юг» действительно является очень перспективным транспортным коридором, но он только начинает работать и по всем показателям пока конкурировать с транспортным коридором «Восток – Запад» не может.

Александр Спирин

Иран.Ру
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.0314 sec