Как не утонуть в 'море дружбы'

24 ноября 2003
Иран проявляет интерес к Договору о коллективной безопасности в Центральноазиатском регионе. Когда 7 июля 2003 года в секретариате Совета коллективной безопасности генсек Совета Николай Бордюжа встретился с послом Исламской Республики Иран в России Гуламом Реза Шафеи, глава иранской дипломатической миссии осторожно поинтересовался возможностью сближения с этим военно-политическим блоком

Первой причиной служит наращивание военной мощи США в регионе и угроза американской агрессии против Ирана. Второй не менее важной составляющей являются углеводородные запасы Каспийского моря.

Уже длительное время пять стран региона - Иран, Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан - ведут борьбу за ресурсы Каспия. Каждая заинтересованная сторона прекрасно осведомлена о потенциальных богатствах Каспия: многочисленные исследования выявили наличие более 200 миллиардов баррелей нефти. Казахстан занимает девятое место в списке стран - экспортеров нефти, Россия - первое, Иран застолбил за собой твердое третье место в иерархии мирового нефтеэкспорта после Саудовской Аравии. Кроме того, минеральные ресурсы Каспия достаточны для того, чтобы развернуть здесь целый ряд высокоэффективных производств и промышленных комплексов.

Не секрет, локомотивом развития казахстанской экономики остается нефтегазовая и энергетическая отрасль. Значительность перспектив развития нашей нефтегазовой отрасли специалисты связывают в первую очередь с казахстанским сектором Каспийского моря, где выявлено 120 месторождений, позволяющих довести добычу нефти на шельфе до уровня 150-200 миллионов тонн в год. Выполнению этой задачи посвящена разработанная Программа освоения и развития казахстанского сектора Каспийского моря, которая подразделяется на три этапа. Первый этап (2003-2005 годы) - это создание условий для комплексного освоения сектора, второй (2006-2010 годы) - его ускоренное освоение и третий (2011-2015 годы) - стабилизация добычи нефти. Вместе с тем в Казахстане начата модернизация промышленности. Разработана и осуществляется Стратегия индустриально-инновационного развития, нацеленная на преодоление сырьевого характера экономики и поддержку отечественного производителя. Нельзя не отметить и тот факт, что Каспий находится в самом центре новой системы коммуникаций.

Через регион проходят транспортные коммуникации международного значения - коридоры 'TRACECA', 'Север - Юг', ТАЕ ВОЛС, которые в перспективе могут играть важную роль в транспортно-коммуникационном сообщении на Евразийском континенте. Каспийский регион - это новая, еще формирующаяся часть евразийской экономики, но имеющая определенные экономические перспективы для развития регионального сотрудничества.

К сожалению, Иран не признает двустороннее российско-казахстанское Соглашение по разграничению северной части Каспийского моря. Тегеран считает, что подобные двухсторонние соглашения без учета мнения всех прибрежных государств не способствуют установлению правового режима Каспия и способны в будущем лишь усложнить его. По заявлению представителя министерства иностранных дел Ирана Хамидреза Асефи, 'заключение соглашений подобного рода откладывает успешное завершение пятисторонних переговоров прибрежных стран, направленных на формирование правового режима Каспийского моря'.

Возросшая активность прикаспийских государств - бывших советских республик - по каспийскому вопросу подталкивает официальный Тегеран принимать меры как на внешнеполитическом, так и на внешнеэкономическом уровнях. Так, министр иностранных дел Ирана Харрази уже сделал не один визит в столицы прикаспийских государств. При этом на одной из встреч с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым министр Харрази высказал точку зрения Ирана по каспийскому разногласию: 'Единственный путь разрешения каспийской проблемы Иран видит в проведении переговорного процесса'.

Уже очевидно, что процесс по разделу Каспия начинает набирать обороты, что ведет к нагнетанию атмосферы, чреватой перерасти из скрытой конфронтации в явный конфликт с возможным использованием вооруженных сил. При этом можно с уверенностью сказать, что ни одной из прикаспийских стран не удастся устоять в стороне от этого конфликта. Они вынуждены будут примкнуть к одной из конфликтующих сторон, что только придаст конфликту региональный характер. И подписание соглашений между Россией и Казахстаном, а затем между Казахстаном и Азербайджаном является первым шагом на пути к возникновению прикаспийского конфликта.

В связи со сложившейся ситуацией на Каспии можно прогнозировать рост напряженности во взаимоотношениях между прибрежными государствами. Как следствие этого, может начаться процесс временного снижения инвестиционной привлекательности Каспия, что, несомненно, будет только на руку странам, заинтересованным в оттягивании принятия решения на основе консенсуса между всеми прикаспийскими странами.

В создавшемся непростом положении усилия руководства Казахстана по созданию зоны безопасности на Каспии включают ряд адекватных действий на потенциальные угрозы. Ведь в целом геополитическая динамика последних нескольких лет свидетельствует о неустойчивости геополитического расклада в регионе. Это не может не сказаться на зависимости региональной конъюнктуры от успехов или неудач антитеррористической кампании. В качестве ближайшей перспективы президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предлагает рассмотреть каспийскую проблематику на СВМДА, обозначив в качестве цели формирование мер доверия на Каспии. Требует серьезного осмысления и возможный 'Пакт стабильности на Каспии', ключевой идеей которого могла бы стать декларация об отказе использовать военную силу на Каспии. Такую декларацию можно подписать со всеми прикаспийскими государствами: сначала на двусторонней, а затем на многосторонней основах. Назревает вопрос и о создании прикаспийской региональной антитеррористической структуры.

Не удалось решить и проблемы, касающиеся экологии Каспийского моря. Массовая гибель тюленей, кильки и зимующих лебедей в акватории Мангыстау - наглядное тому подтверждение. Неумеренная и длительная антропогенная деятельность привела здесь к таким нарушениям баланса экологической системы, что для ее восстановления потребуются десятилетия, которых у Каспия попросту нет - его ждет тотальное освоение углеводородных запасов шельфа и возможная прокладка подводного каспийского трубопровода.

Помимо страдающей экологии Каспия существует проблема использования фактора 'экологического давления', то есть использование неточных знаний об экологической обстановке в регионе в политических целях. Решение экологических проблем Каспия невозможно без активного участия как государственных институтов, так и международных корпораций.

Безопасность региона будет жестко определена экологическим фактором, если под безопасностью понимать не только состояние военно-политических структур, но и безопасность самой среды обитания народов Каспия.

Политика руководства Казахстана определена четко: Каспий должен стать морем дружбы и взаимовыгодного, справедливого сотрудничества.

Айгерим БЕКМАГАМБЕТОВА

Источник: Новое поколение от 21.11.2003
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03233 sec