Новейшая эра Каспия

07 октября 2003
Астраханская губерния была основана по указу Петра Первого в 1717 году. Расположенная в Волго-Ахтубинской пойме и дельте великой русской реки, она еще в давние времена была торговыми воротами, через которые шли товары из Китая, Индии и Персии по Великому шелковому пути. Но сегодня этот регион, как и в былые годы, стал пограничным форпостом на южных рубежах страны. Пять лет назад здесь открылось Генеральное консульство Исламской Республики Иран. Все чаще можно услышать здесь иностранную речь.

Благодаря уникальным минеральным и биологическим ресурсам, выгодному стратегическому положению регион становится все более привлекательным для капитала. Особое внимание в последнее время уделяют этому региону и руководители государства. В доктрину национальной морской политики России заложены укрепление российской государственности и стимулирование экономического развития городов и поселков на побережье Каспия.

Как справедливо говорят, здесь наступает новейшая эра. Возобновляются пришедшие в упадок производства. В частности, второе дыхание с получением заказов из Германии, Венгрии и других стран обрело судостроение. И уже привычно звучит для нас, что Астрахань – это столица судостроения Юга России. Планируются реконструкция морских портов, организация паромного сообщения. Каспийский бассейн стал важнейшим транспортным перекрестком Евроазиатского континента. Особенно с тех пор, как до него «дотянулся» международный транспортный коридор «Север – Юг», соглашение о строительстве которого было подписано два года назад Россией, Ираном и Индией. Особый импульс его развитию был дан после посещения Астрахани Президентом страны Владимиром Путиным. Он ознакомился с проектами развития Астраханского транспортного узла и порта Оля, который сможет принимать грузы круглогодично.

Уже сегодня в него заходят морские лайнеры. Вот к стенке третьего причала пришвартовался «Композитор Рахманинов». И, кажется, зазвучала широко и величественно музыка вдохновенного труда. Особенно впечатляющей она была 1 октября – в день открытия контейнерного терминала. Синие контейнеры в ожидании погрузки застыли у причала, как морские волны. Запомнились слова одного из участников торжества: «Девятый вал перевозок еще впереди».

У астраханцев появился оптимизм. Сегодня ворота нового «шелкового пути», можно сказать, только слегка приоткрыты, но скоро новый порт приобретет международную значимость. Он сможет перерабатывать 8 миллионов тонн грузов в год. И эта мощность, которая должна быть достигнута к 2010 году, впечатляет, если учесть, что пока максимум, на что способен Астраханский транспортный узел, – переработать 2 миллиона тонн грузов в год. Но и эту планку надо считать высокой, если учесть, что еще год назад ему по силам было «взять» лишь один миллион тонн.

Что же мешает незамерзающему порту Оля бить один рекорд за другим, как в спорте тяжелоатлетам, особенно когда появится здесь морская паромная переправа? Мешает отсутствие современной транспортной развязки. К порту подходит только шоссейная дорога. Но на автомашинах, как известно, много не перевезешь, если речь идет о миллионах тонн. Это равносильно тому, чтобы пытаться напоить великана при помощи пипетки.

Вот почему пока не снуют у причалов Оля сухогрузы и танкеры, а также суда специализированного флота типа «Валдай» для перевозки контейнеров. Дальнейшее наращивание грузовой базы порта сдерживает отсутствие железнодорожной линии, которая соединила бы порт со станцией Яндыки и вывела на Приволжскую магистраль. И неизвестно, сколь долго тормозился бы здесь грузопоток, если бы эту проблему не взялись решать железнодорожники.

На совещании в Астрахани 29 августа министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев напомнил всем, что Президентом и Правительством страны перед железнодорожниками поставлена задача обеспечить развитие транспортной инфраструктуры МТК «Север – Юг». При этом он подчеркнул, что порт Оля имеет особое значение для внешней торговли нашего государства. А это означало, что обеспечить свободный доступ к нему, соединив с федеральной сетью железных дорог, нужно в исключительно короткие сроки.

Такое решение объяснялось еще и тем, что на противоположной стороне Каспия, в Иране, транспортная инфраструктура развивается ускоренными темпами. Достаточно сказать, что в 2002 году порт Бендер-Аббас переработал 35 миллионов тонн грузов. Там строится железнодорожная ветка к старейшему порту Энзели. Введен в эксплуатацию порт Амирабад, имеющий развитое железнодорожное сообщение с промышленными регионами Ирана. Создаются все условия для перевозки грузов... минуя Россию. А мы медлим, теряя время...

На развитие порта Оля, играющего ключевую роль в МТК, выделялись крохи. И даже после посещения Астрахани Президентом РФ Владимиром Путиным картина кардинально не менялась. Губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин вынужден был выступить на заседании комиссии Совета Федерации по естественным монополиям с напоминанием о том, что, если в ближайшее время проблема не будет решена, транспортные потоки пойдут в обход России, после чего повлиять на эту ситуацию мы уже не сможем.

Анатолий Гужвин, выступая 1 октября на митинге по случаю ввода в эксплуатацию контейнерного терминала и пункта пропуска в порту Оля, сказал, что нынешнее событие состоялось благодаря энергии и предприимчивости трех человек: заместителя председателя Правительства РФ Владимира Яковлева, президента открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Геннадия Фадеева и министра транспорта Сергея Франка. От всех присутствующих поблагодарил их за государственный подход, за поддержку и взаимопонимание в работе.

И как тут не вспомнить, что год назад министр транспорта РФ Сергей Франк сказал Геннадию Матвеевичу, что портовики не справятся с задачами, если не будет построена железнодорожная ветка.

Фадеев пообещал, что, как только в порту Оля появится контейнерный терминал, сразу же начнется строительство подъездного пути и припортовой станции. Компания «РЖД» инвестирует около двух миллионов долларов в ТЭО и разработку проектной документации, а также профинансирует первый этап работ. К тому же в порт Оля будут приходить не только грузовые поезда, но и пассажирские. Когда же придет этот час? 1 августа 2004 года.

Об этом было сказано 1 октября, когда в торжественной обстановке была начата укладка 46-километрового железнодорожного пути от станции Яндыки до порта Оля. Сроки сжатые. Но нет сомнения, что железнодорожники уложатся в них. К тому же им помогают местные строители – жители Лиманского района. Проведена большая подготовительная работа. В этом убедились и высокие гости во главе с заместителем председателя Правительства РФ Владимиром Яковлевым. Они на вертолете облетели всю будущую трассу, Геннадий Матвеевич тогда обратил их внимание на то, что уже отсыпано 10 километров земляного полотна. Ни жара, ни ветер, который подымал коричневую, как шерсть астраханских верблюдов, пыль, не помешали справиться строителям «БСК-Юг» с поставленной задачей. Поэтому президент ОАО «РЖД» уверенно сказал, что практически четверть пути будет уложена к Новому году, а к 1 августа 2004 года строители сдадут подъездную дорогу в эксплуатацию. Наверное, все, кто присутствовал на закладке серебряного звена на станции Яндыки, пережили волнующие минуты. Геннадий Матвеевич вместе с гостями перерезал красную ленточку, давая «добро» на начало работ, и путеукладчик бережно уложил первое серебряное звено на земляное полотно. Словно стрелка гигантских часов, оно показывало на юг. Только вперед!

Начался ответственный этап в создании полноценного МТК «Север – Юг». Сотни цветных шаров взмывали в небо. И, наверное, не меньше теплых слов было сказано в тот день в адрес железнодорожников и лично президента компании «РЖД».

Так, Владимир Яковлев, поздравляя Геннадия Фадеева с назначением на новую должность, призвал собравшихся поблагодарить Геннадия Матвеевича за все, что он сделал для астраханцев и для Родины. Сегодня он – первый президент компании «РЖД», «государственный олигарх» – настоящий именинник. И этот первый день работы в должности прошел у него на славу.

А сам «именинник», выступая на митинге, сказал, что с завершением строительства дороги к порту его мощности вырастут в два раза. А значит, и больше груза сможет взять на свои плечи коридор «Север – Юг».

Взаимодействие его с широтным маршрутом общеевропейского транспортного коридора № 2 Берлин – Варшава – Москва – Нижний Новгород (а в перспективе до Екатеринбурга) создаст эффективную мультимодальную транспортную систему в сообщении между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В ближайшее время в Екатеринбурге состоится совещание по проблемам транспорта с участием представителей Германии, где, предполагается, будет подписан меморандум о переводе существенной части грузопотока на коридор «Север – Юг». Как минимум 6 миллионов тонн грузов перейдут сюда с коридора № 2. Вот почему маленький участок железной дороги между станцией Яндыки и портом Оля Геннадий Фадеев назвал «основным узлом» этого коридора. До распада Союза, по его словам, Каспий перерабатывал 15 миллионов тонн грузов, и нам нужно сделать все, чтобы вернуть эти объемы!

Символично, что в тот день, куда бы ни приезжали высокие гости, их встречала молодежь. А кому как не ей осуществлять планы, которые намечаются сегодня. Поэтому министр транспорта Сергей Франк призвал ребят поступать в Астраханское мореходное училище, а Геннадий Матвеевич подчеркнул, что и железной дороге нужны грамотные специалисты. И у железнодорожников в этом регионе работы скоро прибавится.

В удивительное время мы живем, говорили многие выступавшие, – время созидания. Хорошо, что наконец-то человек труда востребован.

Особенно радовались этому астраханцы. Губернатор области сказал, что с полной загрузкой порта, которую обеспечит железная дорога, появятся новые рабочие места и возможности в социально-экономическом развитии территории. Будет работа у людей, будет достойная заработная плата, от поступлений налогов вырастут и местный, и федеральный бюджеты.

Хорошо, что железнодорожники смотрят далеко вперед. В Ильинке, где расположена нефтебаза «ЛУКойла», в торжественной обстановке были открыты подъездные пути, построенные с расчетом роста объемов перевозок нефтепродуктов до 3 миллионов тонн в год, хотя сегодняшние мощности дотягивают только до одного миллиона тонн. Когда была подана под погрузку первая цистерна, Геннадий Матвеевич сказал:
– Мы верим, что нефтяники нас не подведут и обеспечат запланированные объемы.

Но с открытием движения на участке Яндыки – порт Оля компания «РЖД» не собирается ослаблять внимание к Прикаспийскому региону.

Как говорил Фадеев, впереди еще много дел. Предстоит электрифицировать не только ветку до порта Оля (пока же здесь будет использоваться тепловозная тяга), но и всю дорогу от Волгограда до Астрахани. И это важный проект, под который предусмотрены немалые инвестиции. Понадобятся и рабочие руки.

Бескрайни астраханские степи. Сколько ни лети над ними, везде простор. Куда ни кинь взор – озера, протоки. 10 процентов территории покрыто водой. А еще чайки, кружащие в поиске рыбы.
– Значит, есть чем им поживиться? – спросил я у генерала-пограничника, который летел с нами.
– Увы, не только птицам, – с грустной улыбкой ответил он.

И речь, конечно, не о промысловиках, а о браконьерах. Их число, правда, несколько снизилось за последние годы, но оставшиеся действуют более изощренно. И с ними, признался он, все труднее бороться. Разве догонит пограничный катер лодку с мотором «Ямаха»? Да и не достать их в камышах, где по пояс воды. Признаться, обидно за бессилие наших доблестных стражей границ, которым приходится выполнять не свойственные им функции: бороться с теми, кто нарушает не только государственную границу, но и границы закона. И все же нельзя было не согласиться с попутчиком, что зло только мечом не победишь. Пока не будет у людей работы, средств к существованию, они будут заниматься браконьерством, пойдут на криминал.

И тогда подумалось: а ведь железнодорожное ведомство делает для искоренения зла больше, чем иные силовые структуры. Дает работу, платит зарплату, определяет созидательную стратегию этого южного форпоста России. И это в очередной раз было подтверждено первого октября. В знаменательный для Юга России день.

Виталий ТЕТЕРЯТНИК

Источник: Гудок от 07.10.2003
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04382 sec