Геополитические интересы стран ЦА в решении каспийского вопроса

06 августа 2003
Пять стран региона - Иран, Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан уже длительное время ведут борьбу за ресурсы Каспия. При этом процесс раздела запасов Каспия по многим параметрам связан не только с возможностями того или иного государства занять лидирующую позицию, но и с определением статуса Каспия.

Еще совсем недавно не имевший актуальности, а в последнее время набирающий вес вопрос о статусе Каспия, и как следствие этого - решение вопроса о разделении дна и поверхности Каспия, стал животрепещущим после развала Советского Союза.

Вторым фактором, способствующим росту интереса к Каспию, послужило оглашение результатов многочисленных исследований Каспия, которые выявили наличие около 200 млрд. баррелей нефти.

До подписания Соглашения между Россией и Казахстаном юридически правомерным считался принятый принцип секторального раздела моря, на основании которого Казахстану отходил сектор в 113 тыс.кв.км, Азербайджану - 80 тыс.кв.км, Туркменистану - 78 тыс.кв.км, России - 64 тыс.кв.км и Ирану 44 тыс.кв.км. Но подобный расклад уже длительное время не устраивал многие государства Каспия. За это время было подписано три документа:

1. Соглашение от 6 июля 1998 года между Россией и Казахстаном по разграничению дна северной части Каспия в целях осуществления суверенных прав на недропользование по принципу раздела дна и недр моря на основе модифицированной срединной линии.

2. "Совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море", заключенное между Россией и Азербайджаном.

3. Соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокола к этому соглашению (подписанному в Баку 27 февраля 2003г.).

Можно утверждать, что на основании подписанных соглашений Казахстан, Россия и Азербайджан достигли определенного консенсуса по разделу дна и недр моря на начальном этапе. При этом за рамками договоров остались Иран и Туркменистан.

Подписание двухстороннего договора между Казахстаном и Россией (2002г.) по разграничению дна Северного Каспия вызвало неоднозначную реакцию как у литоральных стран, так и у мирового сообщества, которое по разному воспринимает процессы по разграничению зон ответственности на Каспии и как следствие этого разграничение зон добычи нефти. При этом Казахстан ведет соответствующие переговоры по Каспию с Ашхабадом. Однако в переговорном процессе по Каспию Иран остался за рамками соглашения.

Нужно учитывать, что повышение инвестиционной привлекательности повлекло за собой активизацию действий крупнейших нефтегазовых компаний мира в каспийском регионе. Это стало как позитивным фактором в развитии экономики каспийских государств, так и негативным - по причине обострения внешнеполитических связей между Ираном с одной стороны и России с Казахстаном с другой.

Иран не стал признавать двустороннее российско-казахстанское соглашение по разграничению северной части Каспийского моря. Тегеран считает, что подобные двухсторонние соглашения без учета мнения всех прибрежных государств не способствуют установлению правового режима Каспия и способны в будущем лишь усложнить его. По заявлению представителя министерства иностранных дел Ирана Хамидреза Асефи: "Заключение соглашений подобного рода откладывает успешное завершение пятисторонних переговоров прибрежных стран, направленных на формирование правового режима Каспийского моря".

Все вопросы по разграничению Каспия должны рассматриваться на основе единогласного решения всех литоральных государств, что является преемственным условием для всех. Первоначально Иран предлагал установить на Каспии режим "кондоминиума" (общего использования), в настоящее время официальный Тегеран настаивает на 20-процентном делении акватории Каспия между государствами. Поэтому, отношение Ирана к Соглашениям между Казахстаном и Россией, Казахстаном и Азербайджаном вполне объяснимо. Оно вытекает прежде всего из статуса Тегерана, который является одним из лидеров нефтяного картеля ОПЕК, и ему невыгодно в настоящее время иметь альтернативные нефтяные месторождения, которые уже начинают активно осваиваться.

Учитывая тот факт, что в последнее время рынок нефти часто лихорадит своими скачками в сторону падения цен, то становится ясно, что Ирану, для того, чтобы сохранить свои позиции, в настоящее время нужно всеми способами воспрепятствовать прикаспийским государствам начать разрабатывать углеводородные запасы, расположенные на дне Каспия. Но возросшая активность прикаспийских государств - бывших советских республик по Каспийскому вопросу подталкивает официальный Тегеран принимать меры как на внешнеполитическом, так и на внешнеэкономическом уровнях. Так министр иностранных дел Ирана Харрази уже сделал не один визит в столицы прикаспийских государств. При этом, на одной и встреч с президентом Казахстана министр иностранных дел Харрази высказал точку зрения Ирана по каспийскому разногласию: "Единственный путь разрешения каспийской проблемы Иран видит в проведении переговорного процесса".

Становится ясно, что Иран в настоящее время чувствует, что страны бывшего советского блока постепенно идут на сближение позиций и, как следствие этого, Иран может остаться, как и во времена существования СССР, с наделом по Каспию, который его в настоящее время не только не устраивает, но и вызывает раздражение.

Официальный Тегеран высказывает обеспокоенность по отношению к состоявшимся и планируемым на регулярной основе военным маневрам на Каспии с участием России и других республик СНГ. С одной стороны становится абсолютно ясно, что проведение мероприятия подобного рода на Каспии только даст дополнительные причины для установления в регионе военного и политического влияния США, так как Вашингтон уже давно ищет причины, чтобы закрепиться на Каспии. С другой стороны "игра мускулами" на Каспии будет своеобразной демонстрацией своей мощи и скоординированности военных действий суверенных республик - бывших членов СССР.

Вполне вероятно, что США будут тесно сотрудничать на Каспии с Россией, чтобы образовать блок против Ирана, который уже длительное время в глазах официального Вашингтона служит оплотом терроризма. Тем самым США сразу достигает две цели:

1. Установление военного и политического влияния в регионе.

2. Создание блока США-Россия на Каспии. Вполне вероятно, что впоследствии к этому блоку присоединятся Казахстан и Азербайджан. При этом не исключено, что военные базы могут размещаться на территории Азербайджана и Казахстана (к чему некоторые республики уже давно готовы и только ждут возможности представить свою территорию для размещения военных баз).

Но это только программа минимум, долгосрочные планы США могут включать реальный доступ к значительным нефтяным ресурсам на Каспии не подконтрольным ОПЕК.

При этом нужно принимать во внимание, что в противовес к блоку США-Россия, Иран также может принять адекватные меры по созданию союза "Иран-Туркмения". Вполне закономерно, что процесс создания блоков будет способствовать росту напряженности в регионе.

Позиция Туркменистана в целом соответствует позиции Ирана, но при росте напряженности между блоком США-Россия-Казахстан-Азербайджан и Ираном, Туркменбаши примет сторону большинства, потому что Туркменистан очень хорошо осведомлен об отношениях между Ираном и США и не захочет находиться между двух огней. Что же касается Ирана, то, скорее всего, он начнет налаживать сотрудничество с Казахстаном и Азербайджаном.

При этом Тегераном будут преследоваться две цели: во-первых, налаживание более тесного сотрудничества с целью лоббирования своих интересов на Каспии, во-вторых, поиск слабых сторон у Казахстана, который не имеет достаточного военного присутствия на Каспии, что подтолкнет Иран к провокационным действиям. Взаимоотношения между Ираном и Азербайджаном также будут иметь прогрессивный характер.

Уже сейчас можно наблюдать активизацию деятельности в направлении сближения позиций двух стран. Так, 19 июля 2003 года в Тегеране прошли азербайджано-иранские переговоры экспертов по разделу Каспийского моря. При этом глава азербайджанской делегации по вопросам статуса Каспия, замминистра иностранных дел Халаф Халафов после переговоров отметил, что "Главным итогом является тот факт, что стороны подтвердили моменты сближения в позициях сторон и решили продолжить диалог в этом направлении. Обе стороны согласны в том, что согласование вопросов должно основываться на принципах и нормах международного права и международной практики".

С большой долей вероятности можно говорить об активизации действий Китая, которому также невыгодно присутствие в регионе военных баз США, какую бы они миссию не выполняли. Встречи президентов США и России всегда затрагивают каспийскую проблему, которая в последнее время становится актуальной как никогда.

Уже очевидно, что процесс по разделу Каспия начинает набирать обороты, которые ведут к нагнетанию атмосферы, чреватой перерасти из латентной конфронтации в явный конфликт с возможным использованием вооруженных сил. При этом можно с уверенностью сказать, что ни одной из прикаспийских стран не удастся устоять в стороне от этого конфликта. Они вынуждены будут примкнуть к одной из конфликтующих сторон, что только придаст конфликту региональный характер. И подписание Соглашений между Россией и Казахстаном, а затем между Казахстаном и Азербайджаном является первым шагом на пути к возникновению прикаспийского конфликта.

В настоящее время геополитические интересы стран-производителей и стран-потребителей нефти так тесно переплетены между собой, что любая договоренность между любыми двумя сторонами из числа прикаспийских государств прямо или косвенно затрагивает интересы других. Поэтому заключенные Соглашения (Россия - Казахстан, Казахстан - Азербайджан) автоматически вынуждают прикаспийские страны определиться со своей позицией в соответствии с изменившейся обстановкой.

Уже очевидно, что вышеупомянутые Соглашения перечеркивают изначальную договоренность между пяти странами о совместном принятии решения по Каспию на основе консенсуса. В связи с этим у Ирана и Туркменистана есть два пути: заявление протеста заключенным Соглашениям или присоединение к Соглашениям с внесением поправок.

И первый и второй пути будут не только занимать значительное количество времени, но и вносить неопределенность в отношении раздела Каспия, что в настоящее время невыгодно не только прикаспийским странам, но и всем сторонам, заинтересованным в решении каспийской проблемы.

В связи со сложившейся ситуацией на Каспии можно прогнозировать рост напряженности во взаимоотношениях между литоральными государствами. Как следствие этого может начаться процесс временного снижения инвестиционной привлекательности Каспия, что, несомненно, будет только на руку странам, заинтересованным в оттягивании принятия решения на основе консенсуса между всеми прикаспийскими странами.

Олег Сидоров

Источник: Газета.Кз от 05.08.2003
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03914 sec