Доколь грозить нам будут США?

29 июля 2003
Преднамеренное использование Дж.Бушем и Т.Блэром заведомо фальсифицированной информации для обмана своих граждан в целях оправдания развязывания войны против Ирака вызвало бурную негативную реакцию не только в США и Великобритании, но и во всем мире. Многие сразу же вспомнили, что еще на стадии обсуждения иракской проблемы в ООН К.Пауэлл представил фальсифицированный доклад, якобы подготовленный на основе разведданных США и Великобритании, с помощью которого безуспешно пытался убедить Совет Безопасности ООН в наличии оружия массового уничтожения (ОМУ) в Ираке. Оправдывая подготовку военной акции в Ираке, американцы также неоднократно безосновательно обвиняли Саддама в терроризме и связях с Бен-Ладеном, хотя они не могли не понимать, что эти обвинения беспочвенны и не соответствуют действительности.

Кроме того, пытаясь оправдать вторжение в Ирак, Дж.Буш на итоговой пресс-конференции после саммита в Санкт-Петербурге заявил, что наличие ОМУ в Ираке подтверждается обнаружением в Багдаде передвижных лабораторий по их производству, имея в виду на самом деле остовы трех раскуроченных и обгоревших грузовиков.

Не остался безучастным к активной подготовке войны в Ираке и посол США в Москве А.Вершбоу. Он неоднократно оказывал дипломатическое давление на Россию в целях изменения ее позиции в пользу США, не скупясь при этом на обещания радужных перспектив сотрудничества, содействия вступлению в ВТО, учета интересов РФ в Ираке, новое правительство которого вернет ей долги, и даже пересмотра поправки Джонсона-Веника.

Посол пытается убедить российских граждан в том, что Ирак располагает не только ОМУ в больших количествах, но и средствами их доставки. А США желает освободить народ Ирака от страха и нищеты. «Применение военной силы» будет приветствоваться иракцами, которые, - по словам посла, - воспримут американских военных как освободителей от «диктаторского режима» и будут радоваться своему освобождению от ужасного диктатора. Как представляется, все эти громкие обещания и красивые слова говорят сами за себя и не нуждаются в дополнительных комментариях, тем более что они опровергаются дальнейшим развитием событий.

В настоящее время Дж.Буш пожинает плоды своей преднамеренной опрометчивости. Его оппоненты в Конгрессе обвинили президента в преднамеренном обмане народа США относительно иракской угрозы и вовлечения армии в операции, где потери не прекращаются и после провозглашения победы. «На кон поставлено доверие к президенту США» - считает сенатор Р.Дурбин. А бывший помощник президента по национальной безопасности З.Бжезинский заявил, что «на кон поставлена сама американская демократия».

Министр обороны США Д.Рамсфельд признался сенатскому комитету, что Белый дом стал жертвой дезинформации и «рассматривал доказательства в совершенно новом свете», имея в виду события 11 сентября 2001 года. Более точно высказался по этому вопросу ныне уже отставной директор бюро информации и разведки госдепартамента Г.Тильман: "В марте 2003 года, когда начиналась военная операция, Ирак не представлял собой непосредственной угрозы ни для своих соседей, ни для США".

Попытки Дж.Буша и Т.Блэра абстрагироваться от выдвинутых против них обвинений и свалить вину на других лиц, в частности, на директора ЦРУ в США или на внезапно погибшего при загадочных обстоятельствах советника министерства обороны Дж.Келли в Великобритании, выглядят неубедительно. Тем более что вскоре после победы в Ираке заместитель министра обороны США П.Вулфовиц заявил, что сведения о наличии ОМУ у Саддама были использованы лишь в качестве предлога для начала войны, который выглядел более предпочтительно в глазах американских граждан.

В связи с вышеизложенным возникает ряд вопросов и главный из них: в каких целях была использована ложная информация? Заблаговременное принятие США решения о военных действиях против Ирака еще весной 2002 года, полное игнорирование результатов проводившихся инспекций, включая доклад Х.Бликса об отсутствии там ОМУ, фальсификация данных для возможного получения мандата СБ ООН и создания благоприятного общественного мнения, дают основания полагать, что главными целями операции являлись: начало утверждения однополярного мира под эгидой США и переустройства Ближнего Востока, а также установление контроля над нефтяными богатствами страны.

С началом войны в Ираке стало окончательно ясно, что Москва и Вашингтон по-разному понимают цели антитеррористической коалиции. В.Путин заявил, что война в Ираке является «большой ошибкой» США. Ответная реакция американцев не заставила себя ждать. В небе над российско-грузинской границей появились самолеты дальнего наведения и разведки «Авакс» и У-2. МИД России выразило свой протест и заявило, что подобная деятельность у границ РФ напоминает возврат к практике, памятной по временам холодной войны. На следующий день Госдепартамент США заявил свой протест России в связи с якобы имевшими место поставками в обход санкций ООН военного оборудования Ираку.

В американской прессе зазвучали предположения о возможном введении неких экономических санкций против России, об ужесточении позиций США по внутренним российским делам - Чечня, свобода СМИ, права человека. Возникшие противоречия привели к тому, что впервые за четыре года после Югославии число россиян, плохо относящихся к США, превысило количество тех, кто хорошо относится к политике американцев. Тем не менее, перед лицом глобальных вызовов США, видимо, понимают, что им необходимо поддерживать нормальные отношения с главенствующими мировыми державами, включая Россию. В этой связи, подводя черту под разногласиями по иракской проблеме, Дж.Буш заявил, что после Ирака американо-российские отношения еще больше окрепли. И это, в первую очередь, произошло в результате взвешенной, последовательной и довольно жесткой позиции В.Путина в решении иракского кризиса, которая основывалась на национальных интересах страны, несмотря на оказываемое на него давление, в том числе, и влиятельными российскими политиками.

Позитивная оценка Дж.Буша, однако, не помешала появлению на свет доклада одного из наиболее влиятельных аналитических центров «РЭНД» для Пентагона, в котором утверждается, что в ближайшие 10-15 лет вооруженные силы США могут действовать на территории России. Аналитики «РЭНД» приводят целый перечень вероятных поводов для этого. Среди них - «акции российских войск в охваченных волнениями регионах России или соседних государствах». «Гражданская война в России, ставящая под угрозу захвата хранилища ядерного, химического и бактериологического оружия». И, конечно же, - «экономические и этнические конфликты на Кавказе, которые подвергнут опасности нефте- и газопроводы региона».

Вполне естественно, что можно было бы не обращать внимания на этот доклад, поскольку такие угрозы нанесения возможных ударов по России до 2002 года регулярно содержались в докладах ЦРУ. Более того, Россия была даже включена в число семи государств совместно со странами «оси зла», по которым в определенных условиях может быть нанесен ядерный удар. Однако работу над докладом «РЭНД» курировал нынешний помощник президента США Залман Халилзад, близкий соратник второго человека в Пентагоне П.Вулфовица, имеющего большой опыт подготовки военных планов против России.

Так, еще в 1992 году, три недели спустя после опубликования совместной декларации Дж.Буша (старшего) и Б.Ельцина о том, что США и Россия впредь не рассматривают друг друга в качестве противников, он подготовил документ, получивший название «меморандум Вулфовица». В этом секретном документе Пентагона Россия была определена как страна, представляющая наибольшую потенциальную угрозу жизненно-важным интересам США, и в случае ее вторжения в Литву предусматривалось контрнаступление НАТО, командование которым брали на себя США.

После прихода к власти Дж.Буша-младшего в Москву было направлено неофициальное послание в форме статьи «Вопросы из Вашингтона», которая была опубликована в «НГ» от 21.03.01г. России предназначалось соблюдать определенные, выработанные американцами правила, либо, в противном случае, она может быть подвергнута агрессии со стороны иностранных государств.

Несмотря на некоторые уступки, выразившиеся в спокойном отношении России к дальнейшему расширению НАТО на Восток и одностороннему выходу США из договора по ПРО, а также участие в антитеррористической коалиции, какой-либо серьезной помощи со стороны США или хотя бы реализации даваемых ими обещаний РФ так и не получила.

Не успела завершиться антииракская кампания, как со стороны США вновь активизировались обвинения России в ядерном сотрудничестве с Ираном и были высказаны конкретные угрозы в ее адрес, но теперь уже на вполне официальном уровне. Заместитель госсекретаря США Д.Болтон, выступая в американском Конгрессе, подчеркнул, что для устранения угроз, исходящих из Ирана, США готовы опираться не только на дипломатию, но и предпринимать более «действенные меры» - такие, как экономические санкции, операции по перехвату и «используемую в превентивных мерах военную силу – как в случае с Ираком». «Логика неприятных последствий, - сказал Д.Болтон, - должна касаться не только стран, которые стремятся получить оружие массового уничтожения, но и стран, осуществляющих им поставки».

Этот очевидный выпад в адрес Москвы в российском МИДе назвали «экстравагантным мнением», отражающим точку зрения тех американских «ястребов», кому не по нутру стратегический курс на американо-российское партнерство, подтвержденный президентами России и США.

За последнее время в этом же ключе активизировалась и деятельность посла США в Москве А.Вершбоу. В недавнем интервью «Интерфаксу» он, прежде всего, напомнил, что США «не раз критиковали российские власти за чрезмерную жестокость военных и за нежелание вести переговоры с представителем сепаратистов», призывая, по существу, восстановить легитимность А.Масхадова, и не считаясь с тем, что он непосредственно причастен ко многим террористическим актам.

Видимо, уже все привыкли к тому, что критика за Чечню является определенной формой выражения недовольства американцев политикой России. И вполне естественно, что она вновь появилась на фоне полного развала иракского оружейного досье.

Кроме того, громкий политический скандал вспыхнул между Россией и США в связи с другими заявлениями А.Вершбоу, которые в российском МИДе очень мягко и дипломатично назвали «некорректными». Американский посол упрекнул российские власти в том, что они не желают передать разведывательную информацию о месте укрывательства Саддама, а также предупредил, что США не рассматривают посольство России в Ираке, как официальное дипломатическое представительство, а потому не берут на себя ответственность за безопасность его сотрудников. При этом посол совершенно забыл о Венской конвенции 1961 года, в соответствии с которой российская дипломатическая миссия в Багдаде имеет официальный статус, поскольку нынешняя оккупация Ирака не влияет на его существование как государства и дипотношения продолжаются.

Демарш А.Вершбоу свидетельствует о том, что США не забыли неприемлемую для них позицию Москвы накануне иракской войны, и жесткий нажим на Россию будет продолжаться, в том числе, и в целях ограничения ее экономических интересов в Ираке. Видимо, сердечное общение двух президентов в Санкт-Петербурге отнюдь не свидетельствует о продолжении «новых союзнических отношений» между Россией и США. На фоне подобных заявлений А.Вершбоу становятся более понятными истинные причины бомбежки окрестностей российского посольства в Багдаде авиацией союзников и беспрецедентный обстрел кортежа российских дипломатов во главе с послом РФ, о маршруте движения которого американцы были своевременно оповещены.

Трудно поверить также словам А.Вершбоу о том, что, делая заявление по ЮКОСу, он руководствовался интересами российско-американского сотрудничества. Даже такие отдельные фразы в его заявлении, как «мы надеемся, что все это дело можно будет в быстром порядке снять и разрешить», или «мы попросили официальных лиц в российском правительстве, чтобы они дали нам пояснения по поводу ситуации вокруг ЮКОСа, поскольку мы пытаемся сделать свои выводы и установить, что это все означает», явно свидетельствуют о попытках грубого вмешательства посла США во внутренние дела России. Даже трудно себе представить, какой бы шум поднялся в США, если бы подобные заявления сделал посол РФ в Вашингтоне.

Хотелось бы надеяться, что уважаемый А.Вершбоу будет руководствоваться в своей деятельности в Москве не только подписанным осенью прошлого года «Актом о демократии в России», который сам по себе является грубым вмешательством США в дела РФ, но и учитывать все еще сохраняющиеся у большинства россиян добрые чувства к американскому народу и веру в возможность налаживания хороших партнерских отношений между двумя странами.

Очень хотелось бы, чтобы Америка вела себя с Россией так, как она хотела бы, чтобы Россия вела себя с ней.

Д.Рудян.

Источник: МиК от 29.07.2003
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03792 sec