Сумеют ли США сменить режим в Иране?

18 июля 2003
Воодушевленные легкой победой в Ираке США сразу же начали активную обработку общественного мнения в целях создания благоприятных условий возможного применения военной силы для смены иранского режима, который они обвиняют в создании ядерного оружия и укрывательстве боевиков «Аль-Каиды», совершивших, по данным американской разведки, теракт 12 мая с.г. в Саудовской Аравии.

По мнению президента США Дж.Буша, сомнений в том, что Тегеран втайне осуществляет военную ядерную программу, нет. «Международное сообщество должно объединить усилия и дать ясно понять Ирану, что оно не потерпит создания им ядерного оружия», - заявил Дж.Буш. Более определенно о целях американцев выразилась его советник К.Райс. В интервью британской газете «Файнэншл таймс» она сказала, что США предпочли бы видеть в Иране другой политический режим – «демократически избранное правительство, которое откажется от поддержки террористов и производства оружия массового уничтожения». Также Иран обвиняется Пентагоном в попытках «вмешательства во внутренние дела Ирака». Несмотря на конкретные обвинения, администрация США все еще расколота в вопросе о том, как поступить с Ираном. Одни считают, что Вашингтон еще не исчерпал невоенные возможности влияния на ситуацию в Иране, в том числе, путем международного давления на Тегеран, его политической и экономической изоляции, или через поддержку оппозиции, поскольку США сегодня не готовы к новой военной операции ни морально, ни политически. Другие, по сообщению «Вашингтон пост», прежде всего «ястребы» из Пентагона, призывают американское правительство пойти на «открытые и тайные меры, призванные спровоцировать государственный переворот в Иране посредством массового народного восстания». В этих целях Пентагоном уже разработан план нанесения военных ударов для поддержки такого восстания, направленного на свержение иранского режима. В качестве наиболее быстрого и малозатратного для США варианта обуздания Тегерана рассматривается нанесение бомбовых ударов по ряду объектов на территории Ирана, где может производиться ядерное и другое оружие массового уничтожения. Серьезное беспокойство у США вызывает завод в г. Натаиз, оснащенный современными центрифугами, которые могут использоваться для получения из обогащенного урана оружейного плутония, а также завод по производству тяжелой воды в г. Арак. Кроме того, Иран не сообщил, как это требует МАГАТЭ, о закупке двух тонн урана в Китае.

По мнению бывшего инспектора МАГАТЭ в Иране, «все это выглядит, как создание программы по производству ядерного оружия». Однако никаких прямых доказательств существования ядерной оружейной программы в Иране нет. Между тем США и Евросоюз оказывают мощное давление на руководство МАГАТЭ, стремясь побудить его к принятию жестких решений в отношении иранской ядерной программы, поскольку Тегеран пока еще не подписал дополнительный протокол, открывающий международным инспекторам свободный доступ к любым объектам Ирана. Несмотря на давление, в докладе руководителя МАГАТЭ Мухаммеда аль-Барадея, с которым он выступил на Совете управляющих в середине июня с.г. в Вене, отсутствуют выводы о нарушениях Тегераном Договора о нераспространении ядерного оружия. Тем не менее, ситуация вокруг Ирана усилиями американской администрации продолжает накаляться. В США хорошо понимают, что без слома исламской государственности Ирана невозможно не только изменить ситуацию в мусульманском мире, но и добиться стабильности в Ираке и Афганистане, где традиционно велико иранское влияние.

После 1991 года и поражения восстания шиитов против Саддама Иран принял к себе более 200 тыс. беженцев, возвращение которых на свою родину приостановлено главным администратором в Ираке Полом Бремером. В Тегеране все предшествующие годы отсиживался и финансировался Ираном Высший совет исламской революции в Ираке со своим военным подразделением "Бригады бард". Вполне естественно, что возвращенцы из Ирана выступают против американских поползновений насчет демократизации Ирака и за его исламизацию. Вполне понятно, что шииты, которые, несмотря на абсолютное большинство, ранее в Ираке подвергались дискриминации, воспрянули духом и повернулись не к американским оккупантам, а к иранским братьям по вере. Кроме того, Иран последовательно проводит антиизраильскую политику и оказывает поддержку палестинским террористическим организациям «Хезболла» и «Хамас». И, наконец, Вашингтон не может смириться с тем, что после исламской революции 1979 года США утратили свои позиции в Иране и начали считаться там воплощением зла, называемым «Большой сатаной». Реально США потеряли 14 млрд. долларов на поставках вооружений, а также 24 млрд. на прекращении контрактов на строительство в течение десяти лет восьми атомных электростанций, не говоря уже о том, что любые политические решения, принимаемые в Тегеране при шахе, согласовывались с ними. В этой связи США начали блокировать Иран и никого не пускать на его рынки. Так, под давлением Вашингтона, ЕС недавно отказалось от подписания программы торгово-экономического сотрудничества с Ираном. Нельзя не учитывать и привлекательность Ирана для США, состоящую в том, что он является перекрестком на стратегических путях между Европой и Азией, занимает третье место в мире по добыче нефти и второе после России по запасам газа. При Б.Клинтоне Иран сначала состоял в американском списке стран-изгоев, чуть позже Иран был нанизан на «ось зла», со всеми вытекающими последствиями. Сотрудничество России с Ираном в ядерной области ограничено строительством первого блока Бушерской АЭС, которое осуществляется в полном соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия и под надзором МАГАТЭ, проводившей регулярно более сотни инспекций на этой электростанции. Такое сотрудничество с Тегераном никаких международных соглашений не нарушает, а сам Иран – участник Договора о нераспространении ядерного оружия и подписант конвенции о запрете и уничтожении химического и биологического оружия. На недавней встрече «Большой восьмерки» в Эвиане президент РФ В.Путин сказал, что Россия «будет строить свое сотрудничество в ядерной сфере не только с Ираном, но и с другими странами, исходя из того, насколько они открыты и готовы ставить свои ядерные программы под контроль МАГАТЭ». В принятой в Эвиане Декларации о нераспространении как раз и содержится призыв к Ирану не тянуть с подписанием дополнительного протокола к Договору о нераспространении 1968 года. Тегеран пообещал, что подпишет дополнительные обязательства к этому Договору, если ему позволят воспользоваться последними ядерными технологиями. Высказанные Ираном условия вызвали резкую негативную реакцию американцев.

Заместитель госсекретаря США Джон Болтон заявил, что «ядерная угроза со стороны Ирана усугубляется наличием у него программы производства баллистических ракет дальнего действия и стремлением иранцев развернуть совершенную самодостаточную структуру для создания химического оружия, и заполучить биологическое оружие». Заместитель госсекретаря также подчеркнул, что для устранения таких угроз США готовы опираться не только на дипломатические методы, но и предпринимать более «действенные» меры – такие, как экономические санкции, операции по перехвату и «используемую в превентивных мерах военную силу – как в случае с Ираком». «Логика неприятных последствий, - по словам Дж.Болтона, - должна касаться не только стран, которые стремятся получить оружие массового уничтожения, но и стран, осуществляющих им поставки». Министр иностранных дел РФ И.Иванов дал довольно резкую отповедь попыткам Вашингтона обвинить Москву в содействии стремлению Тегерана получить ядерное оружие. Он, в частности заявил, что «конфронтация вокруг Ирана не отвечает ничьим интересам. Россия выступает против вмешательства в дела любого государства». «Мы считаем, - как отметил президент В.Путин, - что Иран это наш сосед и мы будем с ним сотрудничать. Позиция США в отношении Ирана вообще, не только по ядерной программе, отличается от нашей. Руководство американской администрации призывает к изоляции Ирана». Специалист по Ближнему Востоку Бруклинского института Флинт Левретт полагает, что форсируя смену иранского режима, Вашингтон в итоге «получит Иран с ядерным оружием, с которым будет невозможно вести диалог». В связи с обвинением Дж.Буша в использовании фальсифицированных данных, касающихся иракского ОМУ, и преднамеренного обмана своих граждан относительно иракской угрозы, американский президент попал в сложную ситуацию, не позволяющую ему ставить вопрос о новой войне. В настоящее время он лишился политического ресурса для того, чтобы побудить американский народ согласиться с необходимостью новой войны, которая наверняка не будет поддержана Конгрессом. К тому же, в будущем году предстоят выборы и республиканская партия не захочет пойти на самоубийство, тем более, что за последнее время популярность Дж.Буша и США в мире несколько снизились. Но это вовсе не значит, что США может оставить Иран в покое. Скорее всего, основной упор будет сделан на активизацию негласной поддержки иранской молодежи и студентов, составляющих две трети от общего населения страны и находящихся ближе к «поколению пепси», чем к мечети. В этих целях США уже создали так называемую «Коалицию за демократию в Иране» под руководством бывшего главы ЦРУ Джеймса Вулси. Также американцы продолжат финансовую и политическую поддержку оппозиционных групп, и постоянное дипломатическое давление, нацеленное на изоляцию Тегерана и ослабление иранской экономики. Кроме того, США продолжат давление на МАГАТЭ и постараются добиться рассмотрения иранского дела в ООН. По мнению экспертов, любая дестабилизация в этой стране, вызванная внешними, либо внутренними факторами, приведет к опасным и непредсказуемым последствиям для всего региона.

Д.Рудян

Источник: http://www.iamik.ru от 17.07.2003

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.02874 sec