СМИ Ирана: Россия пришла в Сирию и ушла оттуда – зачем?

Обзор публикаций о России, 8–13 апреля

14 апреля 2016

Циркулирующая в мировых СМИ информация о том, что вывод российских ВКС из Сирии — результат секретных договоренностей Москвы и Вашингтона, стала темой размышлений постоянного автора центрального издания Keyhan (10.04) Садуллы Зарэи (Saadullah Zare’i). Автор доказывает, что подобные сведения — не более чем слухи пропагандистского характера, которые имеют мало отношения к действительности.

Его аргументы сводятся, во-первых, к тому, что у России сейчас нет необходимости жертвовать своей единственной точкой опоры на Ближнем Востоке и на южном фланге НАТО во имя неких туманных обещаний Запада, к примеру, повлиять на враждебную политику Украины. Россия, утвердившая свое присутствие в Крыму, и имеющая влияние на юго-востоке страны, не нуждается в гарантиях и обещаниях Запада, которые она могла бы получить, «принеся в жертву» Сирию. Скорее, это Западу надо переживать относительно «прочности» своих позиций на Украине, утверждает автор.

Во-вторых, Россия хоть и имеет возможность влиять на происходящее в Сирии, но при этом ее влияние далеко не определяет здесь все, продолжает Зарэи. Есть еще две внушительные на Ближнем Востоке силы, без согласия которых Россия не смогла бы «принести в жертву» Западу Сирию и ее правительство — это Иран и «Хезболла». Что касается роли российского вооружения, которым пользуется армия САР, то она, несомненно, велика, но тоже не определяет все на 100% — немалую долю вооружения силы Асада получают от того же Ирана.

Поэтому даже если Россия выведет из САР свои ВКС полностью, а не частично, это мало что решит для исхода политического противостояния в Сирии. Следовательно, утверждения о том, что Россия якобы «продала Сирию и ее правительство» Западу в обмен на что-либо, даже на Украину, несостоятельны, делает вывод обозреватель Keyhan.

В вопросе о передаче российских зенитно-ракетных комплексов С-300 Ирану поставлена точка, поскольку на данный момент нет никаких препятствий, мешающих Ирану и России реализовать подписанный еще в 2007 году договор, сообщает Keyhan (9.04). Россия, приостановив в свое время выполнение контракта, предлагала Ирану альтернативный вариант — комплекс ПВО «Антей-2500», однако весной 2015 года точку в этом вопросе поставил глава РФ Путин, снявший своим распоряжением запрет на реализацию соглашения «в его изначальном варианте», подчеркивает Keyhan. То, что контракт «выполняется своим порядком и без помех», недавно подтвердил и российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, также сообщило издание.

Вероятно, первая партия комплексов С-300 уже достигла иранской земли
, — такое предположение появилось на портале Javan (11.04) пару дней спустя. Издание сообщило, что об этом заявила пресс-служба Минобороны Исламской республики, а также, что уже опубликованы в соцсетях фотографии каравана грузовиков, перевозящих российские ракеты. Однако, по словам пресс-секретаря российского президента, Кремль не готов «подтвердить либо опровергнуть» эти сообщения. Прочие официальные лица РФ также пока не дали никаких комментариев, отмечает Javan.

При этом источник в Минобороны ИРИ сообщил о вступлении в силу только «начальной фазы» российско-иранского соглашения о поставках С-300, не уточнив, что же такое «начальная фаза», говорилось на портале.

Эту «неопределенность» ряд экспертов прокомментировал следующим образом: первая партия российских ЗРК на самом деле уже в Иране, но российские официальные лица пока воздерживаются от комментариев из соображений «безопасности», рассказывает Javan. «Деликатность» проблеме придает и позиция Израиля: Тель-Авив неоднократно «настоятельно» просил Москву не поставлять ракетные комплексы Ирану.

Беспокойство Израиля объяснимо: российский комплекс, способный поразить одновременно несколько целей в радиусе 150 километров и на высоте 27 километров, сразу изменит баланс сил в регионе в пользу Ирана, подчеркивает Javan. А вскоре после заявлений Минобороны ИРИ одна из израильских радиостанций «вдруг сообщила», что премьер Израиля Нетаньяху намерен совершить визит в Москву и встретиться с президентом РФ Путиным, также отмечалось на портале.

В сходном духе появление в соцсетях неких фото и видео с грузопоездами, перевозящими вооружение, «внешне напоминающее С-300», прокомментировала и Khorasan (12.04). Ссылаясь в этот раз на заявление МИД Исламской республики, издание повторило информацию, что речь идет лишь о «первой фазе выполнения соглашения», и заключило, что «остается неясным, какое именно вооружение, ввозимое со стороны России, демонстрируют фотоснимки и видео». К тому же, официальный Кремль пока молчит и не дает комментариев, добавило издание.

 

Пересказав историю этого шестилетнего контракта, издание отметило, что до сих пор остается неясным, что способствовало перемене в позиции России по данному вопросу. Ведь РФ с момента начала переговоров по ядерной программе между ИРИ и шестеркой международных посредников далеко не сразу обозначила готовность к выполнению давно подписанного соглашения. Многие предполагают, что влияние оказало резкое осложнение отношений Москвы и Запада в связи с Сирией и Украиной, после чего в Кремле нашли возможность «поставить Западу подножку», заключила Khorasan.

Однако, пока Кремль хранил молчание, заговорил российский Белый дом — о том, что Иран уже частично получил ракеты, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в интервью радиостанции «Голос Москвы», написало то же издание днем позднее (Khorasan, 13.04). При этом Рогозин выразил уверенность, что ИРИ отзовет судебный иск против российской компании, ответственной за экспорт ракет.

Но, комментируя заявление Рогозина, секретарь комиссии по нацбезопасности меджлиса ИРИ указал на «неприятный осадок», который, «несомненно, остался у Ирана» после отказа России выполнить соглашение своевременно. Ракеты должны быть переданы Ирану как можно скорее: если же передача их Ирану в частичном виде является частью некоего российского сценария, то эту ситуацию тоже следует рассматривать как нарушение двустороннего российско-иранского соглашения, процитировало издание главу комиссии по нацбезопасности в парламента Ирана.

Встреча в Баку глав внешнеполитических ведомств ИРИ, РФ и Республики Азербайджан, главной темой которой стали события в Нагорном Карабахе, стала важным показателем готовности трех стран решать задачи сохранения мира и стабильности в регионе и находить общие пути для налаживания сотрудничества в области торговли, транзита, и энергетики, передает Keyhan (8.04). Глава МИД ИРИ Мухаммад Джавад Зариф, затронув в ходе встречи вопросы российско-иранского сотрудничества в разных областях, отдельно остановился на сферах, которые должны придать еще большую динамику взаимодействию двух стран: межбанковскому и межконсульскому сотрудничеству, отметила газета.

Атаки террористов-смертников добрались до юга России, — пишет портал Javan (11.04), рассказывая о серии взрывов в одном из населенных пунктов Ставропольского края. Мишенью для атак террористы на этот раз избрали полицейский участок, а также одно из зданий, находящихся в распоряжении РОВД. Террористы были ликвидированы, однако одному из троих, проникших в здание, все же удалось совершить самоподрыв, говорится в сообщении.

Видеокадры с места взрывов на Ставрополье разместил сайт издания Hamshahri (11.04). Российские информационные источники сообщают, что в результате взрывов никто из правоохранителей и гражданских лиц не пострадал, а также, что личности нападавших уже установлены, указывает издание. Но пока остается неясным, какая именно из террористических группировок ответственна за подготовку теракта.

Руководство Южной Осетии заявило о намерении провести референдум с целью вхождение республики в состав России, пишет Hamshahri (12.04). Цхинвал выражает 100%-ю уверенность, что народ скажет на референдуме «да» Осетии в составе РФ. Но это уже не первая попытка и не первое подобное заявление официального Цхинвала — до того аналогичные референдумы проводились в 1992 и 2006 годах, отмечает газета.

Попытки Грузии периода президентства Саакашвили вернуть контроль над регионом привели к боестолкновениям и военному вмешательству России, после чего республика провозгласила независимость, напомнила газета. Но независимость официально признали только Россия, Венесуэла, Никарагуа, а также Острова Науру и Вануату, другие страны — члены ООН пока этого не сделали, указала Hamshahri.

Издание Keyhan (9.04), ссылаясь на сайт «Викиликс», рассказывает, что информационный вброс о «панамских документах», якобы с доказательствами причастности многих известных политиков к «отмыванию денег» через офшоры, был организован информагентством одной из восточноевропейских стран и профинансирован Агентством США по международному развитию (USAID), а также фондом миллиардера Джорджа Сороса.

Среди «пострадавших» политиков, чью репутацию могут поставить под удар «панамские файлы» — и глава России Владимир Путин, против которого на Западе давно обещали устроить информационную атаку. Сам же Путин назвал документы «подделкой», которую не стоит рассматривать как доказательство «коррумпированности», отмечает издание.

ИноСМИ

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03587 sec